АРХИТЕКТУРА

Close

Здание Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, южный фасад. Вид со стороны Соборной площади.С окончанием строительства Патриарших палат в 1655 году завершилось формирование складывавшегося в XV–XVI веках ансамбля Соборной площади Кремля. Огромное по тем временам трехэтажное здание замкнуло площадь с северной стороны. В отличие от дворцовых построек предшествующих столетий, состоящих из разнообъёмных, соединённых между собой зданий, Патриарший дворец возведён единым архитектурным блоком. Домовая церковь Двенадцати апостолов слита в единое архитектурное целое со всем зданием. Красивые проездные арки, разделённые пилястрами, легко несут на себе высокий четырёхстолпный храм с двусветными окнами. Многие элементы архитектурного декора палат были заимствованы у древних кремлёвских соборов: стройные барабаны пятиглавой домовой церкви напоминают барабаны Архангельского собора; аркатурный пояс южного фасада здания повторяет отделку соборного храма Успения. Пилястры с полуколонками по бокам отделяют алтарь и центральную часть церкви от примыкающей паперти (Трапезной) на втором этаже и личных келий на третьем. Сильно выступающий профилированный карниз — характерная особенность московской архитектуры XVII века. Белокаменный портал церкви, выходящий на Соборную площадь, напоминает об обходной галерее, которая в то время окружала здание. Зодчие заботились о разнообразии и живописности архитектурного декора — аркатурный пояс на южном фасаде украшает второй и третий этажи палат. Верхний ряд арочек опирается на тонкие полуколонки, нижний — на белокаменные гранёные колонки с резными капителями разного рисунка. Окна первого этажа имеют характерную для середины XVII века форму и завершаются килевидными фронтонами. На втором и третьем этажах оконные проёмы удачно вписаны в аркатурный пояс. Над палатами возвышалась колокольня, напоминавшая колокольню, сохранившуюся над Потешным дворцом Кремля.

Здание Патриарших палат, южный фасад. Вид от церкви Ризположения.Церковь Двенадцати апостолов, алтарная часть с аркатурой апсид. Вид с северо-востока.Крытая арочная галерея, украшенная многоцветными изразцами. Северный фасад.

Несколько иначе выглядит северный фасад Патриарших палат, выходивший на внутренний двор. Здесь мы видим обычные приёмы обработки наружных стен и оконных проемов фасонным кирпичом. Продольные тяги делят здание поэтажно, а вертикальные лопатки выделяют верхние этажи. Ассиметричное расположение оконных проёмов с арочными и килевидными фронтонами придаёт облику здания живописность. Крытая арочная галерея на столбах, украшена рядом ширинок с многоцветными изразцами, она была пристроена к зданию в 90-е годы XVII века.

Западная часть патриаршего дворца имеет в настоящее время неоднородное архитектурное оформление, что связано с перестройками XVIII века. Не дошло до наших дней и высокое резное крыльцо парадной лестницы, выходившей к Успенскому собору из сеней Крестовой палаты. Но, несмотря на некоторые изменения в облике Патриарших палат, они не утратили первоначального своеобразия и гармоничной целостности. В ансамбле палат сохранились различные типы светских построек Древней Руси — от парадных залов до небольших помещений жилого назначения.

Здание Патриарших палат, не только интересный памятник древнерусского зодчества, но и свидетель бурной политической борьбы того времени. Оно было использовано противниками властолюбивого патриарха Никона, как пример его необычайной гордыни и желания сравняться с царём. Во время суда над патриархом, прозвучали такие слова: «дмяся (тщася – А.Р.) своею гордостью поставил Крестовую церковь выше Соборная церкви; тут же сделал себе светлицы и чердаки и то явное его на царскую державу возгорженье».

ВВЕРХ