ВИТРИНА 2

Close

Витрина 2.

В витрине собраны предметы XVII столетия, связанные с придворным и патриаршим бытом. Среди них много произведений кремлёвских царских и патриарших мастерских. В придворных мастерских работали лучшие мастера со всей России, которые в совершенстве владели своими специальностями и всеми известными приёмами украшения ювелирных изделий.

Застольные обряды того времени предполагали подачу большого количества блюд и роскошной посуды. На столе стояли красивые солонки, пе́речники, уксусницы, выполненные из драгоценных металлов. Вино разливали по кубкам; пиво, квас и меды (хмельные напитки, настоянные на меду) пили из стаканов, ковшей и братин.

Посуда из драгоценных металлов, хрусталя, стекла и перламутра составляла богатство дома. Она бережно хранилась и при всяком удобном случае выставлялась напоказ как свидетельство достатка хозяина.

ЭКСПОНАТЫ ВИТРИНЫ


Кубок.

Кубок

Кубок серебряный, золочёный, чеканный крупными выпуклостями. Кубки всегда являлись украшением поставцов во время торжеств. До XVII столетия все кубки в России были привозными. Встречаются лишь единичные образцы подобных изделий русской работы. Патриашему мастеру Андрею Бланкостину (Кашпарову) было заказано более 50 кубков для приёмов в патриаршем доме.


Кунган.

Кунган

Кунган — серебряный, с ручкой, носиком и крышкой. Корпус состоит из двух полусферических чаш, разделённых между собой выпуклым чеканным пояском. Верхняя и нижняя части корпуса чеканены «ложками», через одну украшенными резными цветами на стеблях.

Шейка корпуса широкая, гладкая, слегка расширяющаяся кверху, с профилированным краем. Основание корпуса круглое, гладкое, высокое, профилированное. Носик тонкий, изогнутый, завершающийся головой дракона. Ручка гладкая, выгнутая; отъём литой двурогий. Крышка шлемовидная, ложчатая, так же как и корпус украшена резьбой, а верхняя часть расчеканена чешуйками. С нижней стороны поддона надпись: «М Н НВ . ДФ. Оз».


Солонка.

Солонка

Солонка (солоница), уксусница и перечница, иногда горчичница считались непременной принадлежностью праздничного стола. Когда стол готовили к трапезе, эти сосуды ставили в первую очередь. Солонки делались на стоянцах с покрышкой и ручками, уксусница и перечница — на ножках. Серебряные солонки и перечницы украшались узорами и литыми изображениями. Небольшое углубление для соли приподнято на высоком чеканном поддоне. Большая высота солонки — почти 19 сантиметров объясняется высокой стоимостью соли в XVII веке. Её присутствие на столе должно было быть заметным.


Стакан.

Стакан

По золочёному венцу, обрамлённому сверху одной, а снизу двумя резными линиями, на мелкоштрихованном фоне — резная надпись гладкими буквами: «Сия стопа стольника и полъковъника Василья Федоровича Перхурова». На гранях стакана, через одну, резаны: на одних, во всю длину — золочёные вьющиеся стебли с листьями и стилизованными цветами тюльпанов, на других — незолочёные клейма, обрамлённые стилизованным растительным орнаментом. В клеймах изображены человеческие фигуры на фоне архитектуры и пейзажа. Поддон припаянный, в основании восьмигранный, с отогнутым гладким краем. Верхняя часть его, наложенная на тулово стакана, профилирована узкими, острыми рёбрами.


Уксусница.

Уксусница

Уксусница серебряная, частично золочёная, грушевидной формы, шестигранная, на гранёном основании. Корпус разделён на шесть чередующихся граней: три гладких и три резных — с травами на канфарённом фоне. На горлышке накладной подзор из литых прорезных трилистников.

Высокое основание заканчивается шестилепестковой розеткой. К уксуснице с одной стороны напаян гнутый гранёный носик, с другой — гнутая ручка. Посреди ручки литое изображение птичьей головы. Носик заканчивается звериной головой с раскрытой пастью. Носик и горлышко уксусницы в верхней части соединены литой фигурной дужкой. На дне уксусницы резная надпись: «Г. гривенки Д.158  2ф. 78.3.»


Ковш.

Ковш

Ковш серебряный, золочёный, гладкий, глубокий, с широким плоским дном, слегка отогнутой ручкой и острым носиком. Внутри ковша, на дне, в круглой выпуклой мишени, обведённой резной линией — резное изображение двуглавого орла с опущенными крыльями под двумя коронами. Вдоль ручки и гладкой, слегка опущенной вниз остроконечной полочки невысоким рельефом чеканен гребешок. С внешней стороны ковша, в четырёх крестообразно размещенных кругах (под ручкой, на боковых стенках и под носиком) — резная надпись, выполненная сложной вязью: «Божиею милостию Великий Государь Царь и великий Князь Михаиль Федоровичь всея Руси Самодержецъ». Буквы надписи гладкие, фон резной, заштрихованный косыми линиями. С внешней стороны ковша, на дне вырезано: «Д 105" "Г ГРИ ЛГ SОР».


Блюдо.

Блюдо

Блюдо серебряное, позолоченное, большое, круглое, глубокое. Плоский приподнятый борт блюда имеет припаянную закраину в виде одного толстого округлого ребра и двух тонких, острых.

По гладкому борту двойной резной линией образованы четыре круглых клейма, внутри которых надпись сложной вязью: «Бжиею милостию великий князь црь Михаило Федорович государь всеа Русии».

Буквы надписи гладкие, фон резной, заштрихованный косыми линиями. У края борта — круглое клеймо с двуглавым орлом.

Спуск от борта ко дну слегка отлогий, плавно переходящий в дно с выпуклой серединой. С оборотной стороны блюдо гладкое. На дне вырезано: «Д 200» и нацарапано: «нахлебънно».


Ставец.

Ставец

Ставец серебряный, золочёный, в виде цилиндрической, сужающейся книзу гладкой чаши; на кольцеобразном поддоне, без крышки.

Край ставца профилирован острым ребром. По венцу, в полосе, обрамлённой сверху одной, а снизу двумя резными линиями; на заштрихованном горизонтальными линиями фоне — резная надпись вязью: «Бжиею млстию великий гдрь црь и великий кнзь Петръ Алексеевичъ всея великия и малыя и белыя России самодержецъ». Тулово гладкое. Поддон кольцеобразный, гладкий, с орнаментом «триглиф». На дне вырезано: «Д 216 811».


Корчик.

Корчик

Корчик серебряный, кованый, на поддоне. Внутри корчика золочёная круглая мишень, закреплённая серебряным шариком. В центре её на канфарённом фоне чеканены рак и две рыбы, по краю резная надпись: «ларешьнной Федоръ Волковъ». Ручка литая, фигурная, в центре её изображена мужская маска. На носике литая полуфигурка воина. По венцу лентой расположена резная надпись, выполненная вязью на штрихованном фоне, которая по бокам, под носиком и ручкой идёт в два ряда: «лета (1689 г.) марта въ де, по указу великихъ гдрей црей и великихъ кнзей Иоанна Алексеевича Петра Алексеевича и великие гдрни благоверныя царевны и великие кнжны Софии Алексеевны всех великих и малых и белых России самодержцевъ по грамоте к приказу болшие казны пожалованъ сею чаркою Костромские таможни збору прошлого ри году за таможенной приборъ». От надписи спускаются четыре килевидных украшения с резными изображениями стилизованных трав и цветов. Поддон высокий, книзу расширяющийся; по краю фигурный, разделённый на 8 долей, украшенных через одну штрихованными ромбами.


Братина.

Братина

Братина патриарха Иосафа II русской работы. На корпусе вырезан стилизованный растительный травный орнамент, по венцу изящная надпись о принадлежности.


Ведро.

Ведро

Ведро серебряное, чеканное обручами, с двумя высокими ушками и металлической ручкой. Венец ведра с чуть отогнутым наружу краем, вверху напаяна серебряная зигзагообразная проволочка. По венцу — четыре фигурных клейма с гладкой надписью по штрихованному полю: «зделано ведро боярина Васелия Ивановича Стрешнева лета зрнд году». Между клеймами резной орнамент из спиралевидных стилизованных трав по канфарённому фону. Корпус ведра расширяется кверху; украшен девятью чеканными обручами, собранными по три. Между ними — три гладкие полоски. К краю венца припаяны два гладких прямоугольных, закруглённых кверху ушка, окаймлённых с внешней стороны зигзагообразной проволокой. На ушках — круглые отверстия для ручки. Дно гладкое, слегка вогнутое.

ВВЕРХ