ВИТРИНА 5

Close

Витрина 5.

В витрине представлены работы мастеров конца XVII века. В это время происходит переворот в эстетических воззрениях, связанный с изменением взгляда на роль художника в создании произведения искусства. Мастера начинают подписывать, клеймить свои произведения, чего ранее не случалось. Наличие клейма и подписи мастера превращают сам предмет в интереснейший исторический источник. В XVII столетии появились первые трактаты по эстетике, в которых престиж мастера поднимался на небывалую высоту. Основное его отличительное свойство — это, талант, которым все наделены в «развитии совершенства». Поэтому мастер приобретал право гордиться своим произведением. Вещи, отмеченные личными клеймами мастеров, наиболее полно воплотили вкусы эпохи.

Представленные здесь стакан, кружку и кубок изготовил кремлёвский мастер Андрей Постников-Кашпаров. Герасим Копылов украсил серебряными, позолоченными дробницами оклад на Евангелие; изображённая сцена сошествия в ад и четырёх евангелистов отличаются скульптурностью и динамизмом. Ковш, две чарочки из серебра и потир — работа кремлёвского мастера Петра Иванова.

ЭКСПОНАТЫ ВИТРИНЫ


Евангелие в окладе.

Евангелие в окладе

Евангелие печатное в серебряном золочёном окладе, украшенном чеканкой, пятью золотыми эмалевыми дробницами и четырьмя резными медальонами. В центре лицевой стороны верхней доски накладной золотой средник в виде овала, на нём чеканная композиция «Спас на престоле». Все композиции сопровождаются традиционными резными надписями. Остальной фон лицевой стороны заполнен чеканным и резным растительным орнаментом.


Ковш.

Ковш

Ковш серебряный, золочёный, с острым носиком, заканчивающимся литым прочеканенным изображением плода; украшен резьбой, чеканкой и чернью. На гладком дне ковша чеканен высоким рельефом двуглавый орёл с распростёртыми крыльями под тремя коронами со скипетром и державой в лапах. Орёл на гладком фоне расположен головами к ручке ковша. На высокой, отогнутой под тупым углом, закруглённой, выполненной в виде лепестка полочке, по канфарённому фону нанесено черневое изображение птицы, сидящей на ветке с листьями. Широкая черневая лента идет по краю полочки и спускается внутрь ковша, продолжаясь по его венцу. С внешней стороны ковша по венцу, а также с нижней стороны полочки идёт черневая надпись: «Бжиею млстию пресветлейшие и державнейшие великие гсдри цри и великие князья Иоан Алексеевич. Петра Алексеевич всея великие и малые и белые России самодержцы пожаловали Макария Артемевича Полянского сим ковшом за его службу и за строено на реке Самаре нового богородицкого города РЧS и РЧЗ (1688 и 1689 гг.) годов великих государей указ о том в розряд за помитою думного дьяка Василия Григоревича Семенова октября КГ (23) дня РЧИ (1689) го». С нижней стороны полочки надпись: «Резал сей ковьш мастер черневого дела с турскию черние Петр Иванов Серебренив».


Кадило.

Кадило

Кадило золотое, в виде одноглавого храма на четверике-чаше; цепи серебряные, основание нижней чаши и кандейка серебряные, золочёные. Световой барабан храма-кадила разделён на четыре части прорезными килевидными окнами-арками. У основания главки — поясок чеканного трилистника.


Венец на икону Богоматери с Младенцем.

Венец на икону Богоматери с Младенцем

Венец на икону Богоматери, расшит жемчугом с драгоценными камнями. Нижний край венца выделен обнизью из жемчуга средней величины. В нём, в обрамлении крупного жемчуга закреплены изумруды, турмалины и сапфиры, между которыми расположены мелкие рубины и изумруды в серебряных кастах, и изумруды в мелкой жемчужной обнизи. Поднизь из мелкого речного жемчуга. В верхней части венца, по сторонам, изображены два архангела; в центре – огненный серафим, слева и справа от которого — два серафима с синими ликами. Лики написаны на бумаге, вокруг них обнизь из мелкого жемчуга. Между изображениями — цветочные розетки из крупных аметистов, сапфиров и изумрудов в жемчужной обнизи. По сторонам розеток в серебряных золочёных кастах — мелкие рубины и изумруды. Под венец подложена цветная фольга.

Под жемчужным венцом — чеканный серебряный золочёный венец с прорезным узором. По верхнему краю венца в пяти фигурных кокошниках чеканены тюльпаны на стебле, между которыми шесть чеканных херувимов. По краям верхнего ряда — два коленопреклонённых архангела. К венцу прикреплены серьги из рубинов, сапфиров и жемчуга на шпеньках.


Евангелие напрестольное.

Евангелие напрестольное

Евангелие в золочёном серебряном окладе, украшенном резьбой и чернью. Переплет деревянный, обтянутый малиновым бархатом. Верхняя доска оклада серебряная золочёная с фигурными наугольниками и средником с килевидными концами. На наугольниках черневое изображение евангелистов на фоне архитектурных сооружений и пейзажа.

На среднике черневое изображение Спаса на престоле с предстоящими: Богоматерью и Иоанном Крестителем. Средник прикреплен к золочёной пластинке, которая своей формой повторяет форму средника и образует широкую гладкую полосу вокруг средника. Край средника и наугольников обведены орнаментальной полоской, на которой чередуются резные цветы и листья.

Поле между наугольниками и средником покрыто резными золочёными цветами на длинных тонких закручивающихся стеблях с листьями. Фон между цветами и листьями заполнен мелким черневым растительным орнаментом. Край верхней доски оклада украшен двумя острыми ребрами, между которыми такая же орнаментальная полоска, как и вокруг средника и наугольников. Верхняя доска оклада обведена широким бортом, на котором по штрихованному параллельными полосками полю резная надпись: «лето 7190 декабря 21 день повелением великого гдря цря и великого кнзя Феодора Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца построено  сие свтое свлие в церковь спса Нерукотворенного образа что у него великого гдря в верху». Корешок и нижняя доска оклада обтянуты малиновым бархатом. На нижней доске серебряные золочёные овальной формы средник и наугольники с черневым растительным узором. Край трёх наугольников и средника обведены орнаментальной полоской из резных цветов. Наугольники и средник приподняты на отогнутых небольших бортиках. Две застёжки малинового бархата с серебряными золочёными гладкими фигурной формы наконечниками. Обрез текста золочёный с тисненым узором. Текст, заставки, концовки, инициалы, миниатюры с изображением евангелистов выполнены красной и чёрной типографской краской. В евангелие закладка: шёлковая красная муаровая лента с жёлтой узкой каймой.


Ковчег.

Ковчег

Ковчег серебряный, золочёный, в виде прямоугольного ящичка с выдвижной крышкой. Боковые стенки украшены резным растительным орнаментом. На крышке, на фоне чеканного растительного орнамента, помещено чеканное ростовое изображение св. Александра Невского в схимнической одежде, с благословляющим жестом правой руки и развернутым свитком — в левой.

ВВЕРХ