ВИТРИНА 6

Close

Витрина 6.Экспозиция витрины посвящена творчеству немецких златокузнецов. Их работы поступали в казну русского государя из посольских даров или специально закупались для кремлёвской сокровищницы. В XVI – первой половине XVII века, город Нюрнберг на юге Германии был главнейшим центром производства европейского художественного серебра. Искусство нюрнбержцев последовательно и ярко запечатлело себя в создании сосудов для вина: от небольших, чуть больше стакана, до великанов, выше метра. Во вкусе своего времени, изделия тщательно позолочены, изобилуют сюжетными сценами и орнаментальными украшениями, в декоре широко использованы рельефные изображения. Произведения гамбургских серебряников свидетельствуют о приверженности новым формам и приёмам украшения, об активном отношении к художественным находкам отечественных и зарубежных коллег. Мастера Гамбурга быстро освоили тип нюрнбергского позднеренессансного кубка и аугсбургского декоративного блюда, которые органично вошли в их творческий арсенал. Гамбуржцы свободно владели многообразной орнаментикой и создали свои оригинальные трактовки голландского оргамента «кнорпель» и цветочного декора. Из всех центров немецкого художественного серебра только в Гамбурге в эпоху барокко получило столь значительное развитие искусство гравировки по серебру. Вторая половина XVII – начало XVIII веков — время наивысшего расцвета искусства аугсбургских златокузнецов. Предметы коллекции, поражающие своей пышной нарядностью и высоким мастерством, выполнены в ярко выраженном стиле барокко. Им присущи подчёркнутая декоративность, напряжённый динамизм форм, применение высоких чеканных рельефов, создающих живописную игру светотени на поверхности изделий. В орнаментике вещей преобладают растительные мотивы — крупные связки плодов и фруктов, пышные цветы, акантовая листва и вариации кнорпель-орнамента. Особенность художественного производства Аугсбурга той поры заключалась в развитии серебряной фигурной пластики.

ЭКСПОНАТЫ ВИТРИНЫ


Тарелка.

Тарелка

Блюдо овальной формы, большое, глубокое, серебряное, частично золочёное, с чеканным орнаментом. По широкому борту чеканены сердцевидные золочёные выпуклости, обрамлённые гладким серебряным пояском. По внешнему и внутреннему краям борта расположен поясок с мелковолнистыми краями, между ними орнамент в виде чередующихся овов с бусинами.

Дно блюда чеканено вогнутыми «ложками», через одну золочёными. На узких сторонах блюда — крупные золочёные сердцевидной формы выпуклости, обрамлённые листьями аканта. В центре — золочёный круг, обрамлённый орнаментом, аналогичным орнаменту на борту. В середине золочёного круга — шестнадцатилепестковая розетка с золочёными через один выпуклыми лепестками.


Кувшин.

Кувшин

Кувшин рукомойный, серебряный, частично золочёный, с чеканным орнаментом сердцевидных клейм. Горло высокое, узкое, расширяющееся кверху, носиком-сливом округло-треугольной формы. На горле плоская крышка в виде листа. Противоположная носику широкая часть горла поднята и завершена гладким крупным, обращенным внутрь трилистником. Горло орнаментировано плоскими чеканными изогнутыми «ложками» с двумя сердцевидными клеймами. Корпус мягко профилирован полуваликами с поясками-перехватами. Верхняя и средняя части корпуса украшены рядами чеканных золочёных сердцевидных выпуклостей. Низ и дно чеканены вогнутыми изогнутыми «ложками» позолоченными и незолочёными.

Ножка высокая, узкая, переходит в круглое выпуклое основание с гладким волнистым краем. На широкой части основания чеканен ряд сердцевидных выпуклостей. Ручка литая, в кнорпель-стиле.


Блюдо.

Блюдо

Блюдо серебряное, частично золочёное, овальное, барочное; украшено чеканным не золочёным цветочным орнаментом. Дно гладкое, с плавным переходом к борту. На дне, в центре, чеканен цветок в окружении шести тюльпанов на коротких изогнутых стеблях с листьями.

Борт неширокий, с волнистым краем, украшен чеканной гирляндой из цветов тюльпана и нарцисса на коротких стеблях. На обороте борта резная помета и буквенное обозначение веса: ТФ.А.ФУ. ЗИ.З.


Кубок.

Кубок

Кубок серебряный, сплошь позолоченный, на высокой ножке-балясине и высоком основании. Верхняя часть корпуса чеканена рольверк-орнаментом растительного характера и гладкими полусферическими выпуклостями в обводке; выпуклости слегка заострены сверху и снизу.

Верхняя часть корпуса отделяется от средней части полуваликом с чеканкой плотной лавровой гирляндой.

Нижняя часть корпуса чеканена гладкими полусферическими выпуклостями в обводке, слегка заострёнными сверху и снизу. Фон между выпуклостями и на средней части — «перехвате» чеканен рольверк-орнаментом, растительного характера, связками плодов.

Ножка литая, составная. Сверху и снизу ножки — резные гнутые незолочёные травки, гладкие цилиндры и две полочки: верхняя из них орнаментирована иониками в обводке, нижняя гладкая, гранёная. Средняя часть в виде «балясины», орнаментирована листьями аканта. К средней части припаяны литые, гротескные дужки.

Основание высокое, круглое, в верхней части столбообразное. Край основания гладкий, профилированный. Нижняя и верхняя части основания чеканены гладкими, полусферическими выпуклостями, слегка заостренными сверху. Фон между выпуклостями и средняя часть ножки чеканены рольверк-орнаментом.

Крышка круглая, невысокая с зубчатым краем, орнаментированным иониками в обводке. Крышка чеканена гладкими полусферическими выпуклостями в обводке; выпуклости слегка заострены. Промежутки между выпуклостями орнаментированы рольверком растительного характера. Фон на крышке, как и на корпусе — пунцирован. Верхняя, столбообразная часть крышки — гладкая, наверху её — резные, гнутые, незолочёные травки. Завершается крышка золочёным гербовым орлом, в центре которого щиток с монограммой.


Блюдо.

Блюдо

Блюдо серебряное, овальной формы, неглубокое; с накладным прорезным золочёным узором по борту. На дне блюда чеканена сцена: «Александр Македонский разрубает гордиев узел».

На широком отлогом борте в круглых чеканных медальонах — портреты четырёх римских императоров с латинскими надписями. Между ними, на пунцированном фоне, чеканен узор из стелющихся листьев и плодов, дополненный накладным прорезным золочёным узором, служащим обрамлением медальонов.


Кружка.

Кружка

Кружка (стопа) серебряная, частично позолоченная, украшена гравированными цветами на фоне мелких черневых арабесок. Корпус цилиндрической формы. Венец узкий, профилированный. Под венцом и над основанием, на корпусе гравированы два пояска из фигурных зубцов-трилистников. Черневой узор на корпусе – в виде спирально вьющихся усиков с мелкими листочками, и крупные гравированные цветы — по три на стебле. Основание круглое, расширяющееся книзу, с узким горизонтально отогнутым пунцированным краем. На стенках основания вырезаны крупные русские буквы: КББКБЖБТСК. Крышка круглая, выпуклая, с профилированным гладким нависающим краем, украшена мелким черневым узором, аналогичным узору корпуса. В центре крышки — золочёная круглая выпуклость с вогнутой серединой, в которой укреплена маленькая литая балясина. Отъём раздвоенный, заканчивается спиральными волютами. Ручка литая, дугообразная, с коленчатым переходом к шарниру и свободным завитком внизу, украшена литым жемчужником.


Ваза - «Рассольник»

Ваза — «Рассольник»

Рассольник серебряный в форме раковины, на ножке в виде единорога. Корпус рассольника в виде пятилопастной раковины с волнистым краем. На каждой лопасти чеканен крупный цветок на длинном стебле с листьями. Широкая часть раковины поднимается вверх и образует нависающую полочку в виде трилистника. Сверху на полочке закреплен литой изогнутый крылатый дракон. Ножка рассольника литая в виде единорога, стоящего на задних ногах, а передними опирающегося на гербовый щит. Основание круглое, выпуклое, чеканенное «землей» с закрепленными литыми ящерицами и букашкой.


Кубок.

Кубок

Кубок без крышки, стаканный, на ножке-балясине, основании; украшенный чеканными изображениями и рольверк-орнаментом. Венец — широкий, золочёный, отогнутый наружу. Корпус — цилиндрический, слегка расширяющийся кверху. На корпусе в трёх овальных медальонах с гладкими обводками чеканены фигуры барабанщика, знаменосца и флейтиста на фоне архитектуры. Между медальонами изображены связки плодов, волюты, пунцированные овы. Ножка литая, в виде балясины, с тремя литыми фигурными дужками, укрепленными вокруг цилиндра с овами. Балясина орнаментирована гротескными масками. Внизу ножки — цилиндр, украшенный овами, с нависающей рифленой полочкой. Вверху и внизу ножки — резные, гнутые, незолочёные травки. Основание высокое, выпуклое, круглое, с перехватом, с гладким профилированным краем. Нижняя выпуклость украшена связками плодов на провисающих лентах, волютами и другими элементами рольверк-орнамента. Верхняя выпуклость основания орнаментирована изображениями человеческих масок и рольверк-орнаментом. Снизу дна — резное обозначение веса.


Ложка.

Ложка

Ложка серебряная, сплошь золочёная, с литой фигурной ручкой. Чаша гладкая, овальная. Внутри неё, у ручки — резной штрихованный трёхлепестковый цветок.

На конце ручки — женская и мужская фигуры. Средняя часть — плетёная. Основание — в виде маскарона. На обратной стороне чаши вырезано: BOLHORH PAUL УI AI и пунцированы буквы — УК.


Тарелка.

Тарелка

Тарелка серебряная, частично золочёная, мелкая, барочная, с чеканными цветами. Борт тарелки широкий, золочёный, с гладким волнистым краем. По борту чеканены расходящиеся незолочёные длинные гибкие перистые листья аканта с цветами. Дно круглое, гладкое, плоское. На обратной стороне дна — гравированная монограмма из букв ДВ под короной в венке.


Ваза - «Рассольник»

Ваза  — «Рассольник»

Ваза-рассольник, серебряная, частично позолоченная, барочная, в виде мелкой разложистой чаши с волнистыми краями на скульптурной ножке — «купидон», украшена чеканным кнорпель-орнаментом. На дне вазы чеканено изображение купидона с повязкой на глазах. Под ногами купидона — «земля», по сторонам — деревья, над головой — облака. Вокруг чеканены крупные незолочёные веерообразные раковины среди чеканного с пуансоном кнорпельобразного орнамента. Снизу чаша вазы закреплена в небольшой глубокой чашечке с широким гладким отогнутым краем, охватывающим дно вазы. Чашечка — держатель — украшена плоским чеканным узором из золочёных широких листьев с поднимающимися из них плодами. Ножка вазы литая, в виде фигурки стоящего бескрылого купидона, опирающегося левой рукой на стрелу. На глазах купидона повязка, на плече — колчан на перевязи, с плеча и бедра спадает легкая драпировка. Волосы, повязка, драпировка и атрибуты позолочены. Основание невысокое, круглое, с гладким волнистым краем, столпообразно поднятое в средней части, украшено белыми круглыми веерообразными раковинами в плоскочеканном кнорпель-обрамлении. Из шести раковин пять, прочеканены, одна — гладкая.


Кружка.

Кружка

Кружка серебряная, частично золочёная, с крышкой, на трёх ножках-шариках, украшена гравированным растительным узором. Корпус гладкий, по венцу и внутри золочёный. Ножки литые, золочёные, в виде шаров, украшенных прочеканенными плодами, над ними литые фигурные накладки с изображениями листьев аканта и винограда. Ручка дутая, фигурная, по верху золочёная, с чеканным изображением ветки с грушей. Она заканчивается внизу золочёным щитком с пунцированными инициалами «J.W.P.». Крышка по краю и внутри золочёная; по золотому полю по краю вырезан барочный орнамент из стилизованных листьев и цветов. Отъём на шарнире, на крышке укреплён литой золочёный шар с плодами. На дне три клейма.


Погремушка.

Погремушка

Погремушка серебряная, частично золочёная; корпус грушевидной формы, чеканен крупными цветами, разделёнными двумя гладкими поясами. В верхней части на гладком поясе три прорезных узора, снизу корпуса полочка с зубчатым краем. Ручка литая, витая, уменьшающаяся к корпусу. Hа конце ручки небольшая пластинка с отверстием.

ВВЕРХ