НАВЕРШИЕ

Close

Навершие иконостаса.Главный иконостас Вознесенского собора, экспонируемый в церкви Двенадцати апостолов заканчивается навершием, состоящим из резного деревянного Распятия и четырёх икон: Богоматери и Марии Магдалины (слева), Иоанна Богослова и Лонгина-сотника (справа), вставленных в деревянные резные позолоченные рамы.

«Распятие» и иконы с изображениями предстоящих венчали главный иконостас Вознесенского собора по первоначальному замыслу, что подтверждают рамы, созданные одновременно с иконами. В 1930 году навершие было опилено и установлено в церкви Двенадцати апостолов.

Судя по архивным фотографиям «Распятие» было установлено на капители колонны, возвышающейся в разрыве треугольного фронтона. Под ногами распятого Иисуса Христа располагалось изображение черепа и костей Адама. На фронтоне под «Распятием» в резной золоченой раме помещалась икона «Положение во гроб». На Руси подобные резные «Распятия», окружённые резной рамой и предстоящими, изображёнными на отдельных иконах, появляются во второй половине XVII века под влиянием южнорусских мастеров, что подтверждают навершия, сохранившиеся в церквах Большого Кремлевского дворца. Иконы Богоматери и апостола Иоанна Богослова были установлены на колоннах с резными капителями вровень с подножием Креста, а иконы Марии Магдалины и Лонгина-сотника стояли ниже на верхнем тябле иконостаса между иконами страстного ряда. Таким образом, навершие как бы вписывалось в треугольник. Композиция, приёмы резьбы и стилистическая близость письма икон предстоящих с иконами праздничного и деисусного рядов этого иконостаса позволяют предположить, что навершие было выполнено одновременно с рамой иконостаса и иконами, деисусного и праздничного рядов мастерами Оружейной палаты около 1679 года.

Равноапостольная Мария Магдалина.Распятие.Мученик Лонгин - сотник.

ВВЕРХ