ИСТОРИЯ

Close

Церковь Двенадцати апостолов.Домовый храм патриарха Никона был построен в ансамбле парадных помещений патриаршего дворца к концу 1655 года. Из исторических документов известно, что летом-осенью 1656 года его расписывали мастера известных художественных центров России — Ярославля, Костромы, Троице-Сергиева монастыря во главе с талантливыми царскими изографами Симоном Ушаковым, Иосифом (Осипом) Владимировым (Володимеровым) и Фёдором Козловым. Однако при патриархе Никоне храм так и не был освящен. Оригинальная роспись храма не сохранилась.

При патриархе Иоакиме церковь была перестроена, заново расписана и освящена 13 сентября 1681 года во имя святых Двенадцати апостолов. В окна по старинке были вправлены слюдяные «окончины». В новом иконостасе церкви над верхним ярусом икон поставили распятие — считается, что это было сделано впервые в истории русского православия.

В 1722–1724 годах церковь разделили деревянным настилом на два этажа, и на верхнем, разместили патриаршую библиотеку. В изменившую свой облик церковь Двенадцати апостолов поставили новый резной золочёный иконостас, стены церкви и Трапезной по свежей штукатурке расписал маслом Пётр Жеребцов.

В середине XIX века деревянный настил был снят. Стены храма и Трапезной снова расписали маслом, установили резной иконостас на всю высоту церкви. Работы проводились под руководством архитектора Н.И. Чичагова, который, выполняя высочайшее указание «сделать церковь светлой», растесал старые окна и прорубил новые, а также изменил наружный декор.

В начале XX века церковь Двенадцати апостолов, Трапезную и Мироваренную палаты вновь расписали масляной живописью по свежей штукатурке. В 1929 году в домовой церкви установили иконостас, перенесенный из Вознесенского собора, Вознесенского монастыря Кремля. В 1978 году в центральном барабане церкви Двенадцати апостолов была раскрыта живопись последней четверти XVII века, а в 1998 году над престолом собрана шатровая золоченая сень.

Сегодня в церкви Двенадцати апостолов расположена экспозиция иконописи XVII столетия, представляющая работы известнейших иконописцев того времени, как Москвы, так и периферийных центров России.

ВВЕРХ