АРХИТЕКТУРА
CloseС окончанием строительства Патриарших палат в 1655 году завершилось формирование складывавшегося в XV–XVI веках ансамбля Соборной площади Кремля. Огромное по тем временам трехэтажное здание замкнуло площадь с северной стороны. Многие элементы архитектурного декора палат были заимствованы у древних кремлёвских соборов – стройные барабаны пятиглавой домовой церкви напоминают барабаны Архангельского собора, тогда как аркатурный пояс южного фасада здания повторяет отделку соборного храма Успения.
В отличие от дворцовых построек предшествующих столетий, состоящих из разнообъёмных, соединённых между собой зданий, Патриарший дворец возведён единым архитектурным блоком. Домовая церковь Двенадцати апостолов слита в единое архитектурное целое со всем зданием. Красивые проездные арки, разделённые пилястрами, легко несут на себе высокий четырёхстолпный храм с двусветными окнами. Пилястры с полуколонками по бокам отделяют алтарь и центральную часть церкви от примыкающей паперти (Трапезной) на втором этаже и личных келий на третьем. Сильно выступающий профилированный карниз — характерная особенность московской архитектуры XVII века. Белокаменный портал церкви, выходящий на Соборную площадь, напоминает об обходной галерее, которая в то время окружала здание.
Зодчие заботились о разнообразии и живописности архитектурного декора — аркатурный пояс на южном фасаде украшает второй и третий этажи палат. Верхний ряд арочек опирается на тонкие полуколонки, нижний — на белокаменные гранёные колонки с резными капителями разного рисунка. Окна первого этажа имеют характерную для середины XVII века форму и завершаются килевидными фронтонами. На втором и третьем этажах оконные проёмы удачно вписаны в аркатурный пояс. Над палатами возвышалась колокольня, напоминавшая колокольню, сохранившуюся над Потешным дворцом Кремля.
Несколько иначе выглядит северный фасад Патриарших палат, выходивший на внутренний двор. Здесь мы видим обычные приёмы обработки наружных стен и оконных проемов фасонным кирпичом. Продольные тяги делят здание поэтажно, а вертикальные лопатки выделяют верхние этажи. Ассиметричное расположение оконных проёмов с арочными и килевидными фронтонами придаёт облику здания живописность. Крытая арочная галерея на столбах украшена рядом ширинок с многоцветными изразцами, она была пристроена к зданию в 90-е годы XVII века.
Западная часть патриаршего дворца имеет в настоящее время неоднородное архитектурное оформление, что связано с перестройками XVIII века. Не дошло до наших дней и высокое резное крыльцо парадной лестницы, выходившей к Успенскому собору из сеней Крестовой палаты. Но, несмотря на некоторые изменения в облике Патриарших палат, они не утратили первоначального своеобразия и гармоничной целостности. В ансамбле палат сохранились различные типы светских построек Древней Руси — от парадных залов до небольших помещений жилого назначения.
Здание Патриарших палат, не только интересный памятник древнерусского зодчества, но и свидетель бурной политической борьбы того времени. Оно было использовано противниками властолюбивого патриарха Никона, как пример его необычайной гордыни и желания сравняться с царём. Во время суда над патриархом прозвучали такие слова: «дмяся (тщася – А.Р.) своею гордостью поставил Крестовую церковь выше Соборная церкви; тут же сделал себе светлицы и чердаки и то явное его на царскую державу возгорженье».