ВИТРИНА 7
CloseДипломатические и торговые связи Русского государства с Османской империей возникли в конце XV века и на протяжении двух последующих столетий поддерживались постоянными обменами посольств и торговых представительств. Работы турецких мастеров, отличавшиеся высоким качеством исполнения и красотой художественного решения, высоко ценились при всех монарших дворах Европы, в том числе и в России.
Широкую известность приобрело художественное ремесло, связанное с обработкой полудрагоценных и поделочных камней, издавна известное на территориях, составивших турецкое государство. В XVI–XVII веках оно качественно изменилось, развиваясь в едином русле образного строя искусства Турции. Декоративное оформление предметов, выполненых из нефрита, яшмы, горного хрусталя и лазурита, стало поистине великолепным. Инкрустация золотом и цветными драгоценными камнями осуществлялась по всей поверхности предметов и состояла из традиционных изображений тюльпанов, плодов граната, многолепестковых цветов на стеблях. Золотая проволока линейного орнамента и кусочки листового золота в изображении лепестков делались достаточно тонкими, что позволяло выполнять неглубокие вырезы на поделочном камне. При этом его поверхность с тонкими линиями золотой инкрустации, расцвеченной драгоценными камнями, смотрелась как дорогая узорная ткань, как, например, на нефритовой чаше и кружке из горного хрусталя, подаренными царю Михаилу Фёдоровичу.
Особым видом работы с поделочными камнями было изготовление фигурных запон из яшмы и нефрита, украшенных цветочным узором, выполненным в технике золотой насечки и дополненным мелкими рубинами, изумрудами, бирюзой. Подобными запонами часто декорировали турецкое оружие, парадное конское убранство, многие бытовые предметы.
Изделия турецких мастеров органично влились в официальную и повседневную жизнь московского двора, они были желанным даром и дорогим приобретением. При дворе русского государя поступало и использовалось, в том числе, в парадном придворном церемониале, много разнообразных предметов. Так как ели руками, во время трапезы для мытья рук служили рукомой и лохань.
Ароматические вещества и пряности хранили в специальных сосудах. В витрине выставлен такой узкогорлый сосуд — сулея, сделанный из серебра, украшенный золочением, чеканкой и резьбой. Для ароматических жидкостей предназначались сосуды из хрусталя, такие как ароматник с драгоценными камнями, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.
Работы восточных мастеров оказали существенное влияние на деятельность кремлёвских производственных мастерских. Например, в описях царского арсенала нередко упоминается, что тот или иной предмет вооружения был изготовлен на «турский выков» или украшен «на турское дело».
ЭКСПОНАТЫ ВИТРИНЫ
Кувшин
Кувшин со съёмной крышкой, серебряный, золочёный, чеканный. Нижняя часть корпуса в виде сплюснутого яблока, верхняя -– гладкая, профилирована тремя гладкими горизонтальными поясками. Корпус сплошь чеканен растительным узором в виде переплетающихся листьев и трав. Горлышко высокое, цилиндрическое, слегка суживающееся кверху; с чеканным узором, как и на корпусе. Крышка чеканная, имеет форму венца. По краю крышки высокий литой поясок с резным подзором. Поясок украшен синей эмалью. Центральная часть крышки выпуклая, чеканена продольными ложками. По центру крышки помещена незолочёная розетка, закрепленная гвоздиком с резной шляпкой. На гвоздик одеты две серебряные цепочки. Ручка литая, в виде изогнутого дракона; украшена синей эмалью. У хвоста дракона кольцо, к которому прикреплены две серебряные цепочки, соединяющие ручку с крышкой. Основание круглое, гладкое, золочёное.
Рог
Рог буйволовый в золотой оправе с драгоценными камнями. Оправа состоит из широкого венца с зубчатым нижним краем, двух узких кольцевых шинок в верхней и нижней части рога и длинного золотого наконечника, завершающегося литой человеческой головкой. На оправе размещены рядами в гнёздах на пунцированном фоне крупные и мелкие драгоценные камни — кабошоны — голубая бирюза, красные яхонты и зелёные стекла. На голове турка в маленькой тюбетейке чёрной эмалью наведены глаза и брови.
Ковш
Ковш золотой в форме листа орнаментирован чеканными и резными цветами, драгоценным камнем; с хрустальной вставкой на дне и ручке. Чаша ковша в форме широкого, загнутого листа, овальная, выпуклая, десятилопастная. К острию листа прикреплен маленький трилистник с драгоценным камнем по центру, украшенный с обратной стороны выемчатой резьбой. В дно вставлен сердцевидной формы горный хрусталь, декорированный внутри золотыми накладными проволочками в виде стилизованного цветка и семью драгоценными камнями зелёного и розового цвета (один в середине, шесть вокруг). Камни плоскогранёные в плоских оправах в виде стилизованной розетки. Обратная сторона хрусталя украшена такой же формы плоскими накладными золотыми пластинками без драгоценных камней. Бортик ковша (золотая оправа горного хрусталя) широкий, лопастной, внутри полированный, украшен стилизованными цветами плодами в технике выемчатой резьбы. С внешней стороны лопасти бортика чеканены цветами на пунцированном фоне с драгоценными камнями зелёного и красного цвета. Ручка хрустальная, широкая, гладкая, с треугольным завершением, в золотой оправе; украшена с лицевой стороны плоскогранеными драгоценными камнями красного и зелёного цвета в плоских оправах в виде стилизованных розеток. Обратная сторона декорирована накладками без камней. Оправа ручки орнаментирована выемчатой резьбой в виде стилизованных растительных мотивов и накладным трилистником с тремя драгоценными камнями красного цвета. К ручке привешена на шнуре круглая плоская бляшка с кисточкой из серебряной слабо золочёной бити, витой крестообразно, с изумрудом и жемчужиной в середине.
Лохань с крышкой и вкладкой
Лохань с крышкой и вкладкой, круглая, ложчатая украшена чеканными цветами и сканью с эмалевыми накладками и драгоценными камнями. Выпуклые ложчатые стенки расчеканены золочёными цветами; широкий пологий борт украшен с внутренней стороны сканью с крупными эмалевыми цветами и листьями. Цветы расписной эмали бело-розово-желто-голубого цветов; листья — эмаль на скани — синие и зелёные. В центре каждого цветка — турмалин (овальный кабошон). Крышка ажурная сканная в виде перевернутой круглой восьмилопастной чаши на основании. Каждая лопасть украшена крупной многослойной розеткой расписной эмали с зелёным и красным кабошоном в обрамлении вьющихся листьев — эмалевых и сканных с зернью. В центре наверху – многолепестковая розетка расписной эмали с зернью и красным кабошоном. Внутренняя чаша-вкладка гладкая полированная с четырьмя резными клеймами фигурно-ромбовидной формы с растительным заполнением. В центре выпуклая чеканная многолепестковая розетка, пунцированная и частично позолоченная.
Рукомой
Кувшин рукомойный с откидной крышкой, на основании шаровидной формы, с высоким узким горлом, длинным носиком и ручкой; украшен сканью с эмалевыми накладками и драгоценными камнями. Кувшин заключен в сканную оболочку, узор которой составлен из расходящихся в стороны и сходящихся друг к другу спирально закрученных побегов, расположенных по одной оси; заполнение в виде кружков и петелек с мелким завитком внутри. Корпус ложчатый. Ложки на скани выделены вертикальными рубчатыми жгутиками, заканчивающимися вверху сканными трилистниками, украшены накладками золочёной зерни со сканью в виде стилизованной виноградной грозди, цветами и длинными резными листьями, исполненными в технике эмали по скани. Эмаль синего, сине-зелёного, зелёного, голубого, розового и белого цветов. Лепестки цветов исполнены в технике расписной эмали — розовая, голубая, жёлтая на белом фоне. На цветах верхнего и среднего ряда укреплены драгоценные камни. Горло конусообразной формы. На переходе корпуса в горло — валик, шесть лопастей которого украшены листьями с зелёной сплошной и цветной расписной эмалью с красным кабошоном в центре. На горле вертикальными рубчатыми жгутиками выделены четыре поля, в каждом из которых на сканном фоне помещена ваза с высоко поднимающимся из неё цветком с листьями. Ваза голубая расписана бело-розовой эмалью. Цветок розово-желто-белый с красным кабошоном в центре и с опахалом из зерни наверху. Листья синие и зелёные. Крышка куполообразная, слегка заостряющаяся кверху; украшена накладками эмали по скани на сканном фоне. Накладки в виде фигурных треугольных клейм из резных листьев с двумя расходящимися в стороны нижними лепестками, коронами-трилистниками наверху и красным кабошоном в центре. От центра крышки вниз расходятся в три яруса разной величины и формы листья зелёной эмали. По средней части крышки проходит волнистый поясок зерни с мелкими драгоценными камнями. Крышка завершается маленьким куполком зелёной эмали, расписанным мелкими бело-розовыми цветами и украшенным мелкими драгоценными камнями. Ручка литая дугообразная с мягким коленом в середине, с завитком вверху и внизу, имеет вид массивного жгута, заключенного между тремя гранями. Завитки украшены листьями со сканью и лепестками с расписной эмалью и красными кабошонами в центре. Основание ажурное сканное, круглое, невысокое, слегка расширяющееся книзу, украшено такими же эмалевыми накладками, как и корпус кувшина. Носик длинный, литой, украшен расписной эмалью розового, голубого, зелёного цвета по рельефному узору из цветов и листвы.
Кружка
Кружка из восточного хрусталя цилиндрической формы, узкая, без крышки, с ручкой — завитком, на узком круглом золотом основании, внутри гладкая, снаружи орнаментирована золотыми накладками и драгоценными камнями. Корпус кружки и ручка орнаментированы накладными резными пластинками в виде стилизованных листьев и сканными проволочками, напоминающими стебли. Пластинки, сканные ленточки и гранёные драгоценные камни розового и зелёного цвета образуют на корпусе два крупных стилизованных цветка граната, разделённые длинными стеблями с листьями. Камни прямоугольной и овальной формы в низких фигурных оправах в виде стилизованных многолепестковых розеток и цветов граната. Основание кружки золотое круглое, узкое, расширяющееся книзу, с зубчатым верхним и нижним краем, орнаментировано с внешней и внутренней стороны выемчатыми мелкими стилизованными растительными мотивами в плоских резных картушах в виде стилизованных листьев.
Стоянец с крышкой
Широкая низкая чаша стоянца расчеканена крупными выпуклыми «ложками», сходящимися к дну и обрамлёнными узкими желобками.
Узкий край чаши резко отогнут наружу; по его золочёной внутренней стороне резаны узкие, длинные, соединённые между собой клейма, заполненные стилизованным растительным орнаментом на штрихованном вертикальными чёрточками фоне. Внутри, в середине дна чаши — широкое круглое отверстие для стока жидкости внутрь поддона.
Поддон высокий, в основании круглый. Его верхняя часть имеет вид двух выпуклых поясков, верхний из которых — гладкий, а нижний украшен резным, беспрерывно вьющимся стеблем с листьями. От нижнего пояска расходятся крупные чеканные ложки, обрамлённые узкими желобками. На их нижней части чеканены фигурные клейма, заполненные восточным узором. Край поддона узкий, гладкий, слегка пологий. Снизу дно запаяно гладкой пластиной с резными буквами: М Н. И. Д. O Е.
Крышка круглая, плоская с прорезным чеканным узором цветочного характера. В середине крышки напаяно невысокое кольцо, куда вставляется поддон рукомоя. Плоскость крышки разделена гладким пояском на две неравные части. Средняя, узкая часть имеет прорезной узор в виде беспрерывно вьющегося стебля с трилистниками. Внешняя, широкая часть — в виде пояска из крупных и мелких заостренных клейм, заполненных цветочным узором. Край узкий, гладкий.
Чаша
Чаша нефритовая в золотой оправе; круглая на низкой цилиндрической ножке. Украшена накладным золотым узором и драгоценными камнями в стилизованном растительном орнаменте. Корпус чаши округлый с несколько выпуклыми стенками внизу и плоскими в верхней части. Лицевая сторона корпуса украшена накладками из плоских фигурных рифленых пластин в виде розеток с драгоценными камнями синего, зелёного, красного цвета; рифлёными проволочками, имитирующими четыре стилизованных плода или цветка, заполненных такого же цвета драгоценными камнями. Внутри чаша гладкая.
Венец и нижняя часть основания оправлены золотыми пластинками. Венец узкий, несколько вогнутый, расширяющийся, украшен с внешней и внутренней стороны стилизованными цветами выполненными в технике выемчатой резьбы. Оправа основания вверху зубчатая, декорирована неправильной формы плоскогранеными драгоценными камнями зелёного и красного цвета в плоских гладких оправах на резном фоне.