ВИТРИНА 3

Close

Витрина 3.

Бо́льшая часть предметов, представленных в витрине, выпол­нена в мастерских Кремля, в палатах золотых и серебряных дел. Расцвет мастерских (золотого ряда, серебряного, оружейного приказа, иконописного) связан с превращением Москвы в поли­тический, экономический и культурный центр России XVII века. В мастерских Кремля, в патриарших мастерских работали луч­шие художественные силы страны. Выполняя царские и патриар­шие заказы, они совершенствовали и обогащали приёмы обработ­ки драгоценных металлов, здесь складывался стиль прикладного искусства XVII века, который, продолжая художественные тради­ции предшествующих периодов, приобретал новые черты — деко­ративности, яркости, нарядности. Этот стиль был красочным и жизнеутверждающим.

В середине XVII века используются разнообразные приёмы художественной обработки золота и серебра: высокая чеканка, сложная резьба, чернение, золочение, техника эмали.

Посол герцога Тосканского Яков Рейтенфельс сделал следую­щую запись в своём дневнике: «число искусных мастеров, не­когда весьма небольшое в Московии, в наше время сильно уве­личилось, и самые мастера в высокой степени усовершенствова­лись. Этого русские достигли благодаря природной понятливости и способности их ума ... они принимают иностранцев к себе... причем нередко превосходят их новыми изобретениями».

Разнообразие технических приёмов требовало специализации. Мастера разделялись на резчиков, ковщиков, специалистов по чернению и т.д. Сложная вещь нередко выполнялась целой груп­пой мастеров; один мастер выковывал сосуд, другой наносил ор­намент, третий выполнял чернь. Разнообразием технических приёмов отличается Евангелие (1633 г.) – серебряный с золочением оклад украшен жемчугом, резьбой, чеканкой и полудрагоценны­ми камнями. Чернью и тонкой резьбой украшены брачный венец жениха и брачный венец невесты. Разнообразны по приёмам обработки металла курильница, детский рожок, корчик и чарочка.

 

ЭКСПОНАТЫ ВИТРИНЫ


Венец брачный.

Венец брачный

Брачный венец серебряный, сплошь позолоченный, в виде обруча. Над лицевой частью венец сильно расширен и имеет килевидное завершение.

На гладком золочёном фоне — резное поясное изображение Деисуса с резными буквами: «МР IC XC IOA н ПРЕДТЕЧА». По верхнему краю венца — узкая волнистая полоса чеканного орнамента и резные городки. Нижний край профилирован.


Венец брачный.

Венец брачный

Брачный венец серебряный, сплошь позолоченный, в виде обруча. Над лицевой частью венец сильно расширен и имеет килевидное завершение.

На гладком золочёном фоне — резное изображение Богоматери «Знамение», Иоакима и Анны с резными надписями: «СТЫI IОАКИМ СТАНА АННА». По верхнему краю венца — узкая волнистая полоса чеканного орнамента и резные городки. Нижний край профилирован.


Евангелие напрестольное с поворозой.

Евангелие напрестольное с поворозой

Оклад Евангелия деревянный, в переплёте, обтянутый малиновым бархатом. Верхняя доска оклада серебряная, золочёная, с фигурными наугольниками и средником. Средник и наугольники, прямоугольные с верхом в виде пятилопастной килевидной арочки и с высокорельефным чеканным изображением евангелистов на фоне архитектурных сооружений и пейзажа, и композиции «Распятия» с четырьмя предстоящими (Богоматерь, Иоанн Креститель, Логин Сотник, Мария Магдалина) на фоне городской стены. Фон наугольника и средника гладкий. Поле между наугольниками и средником резано по канфаренному фону растительным орнаментом в виде стеблей с листьями, закручивающихся в крутые спиралевидные завитки. Среди орнамента крестообразно расположены четыре цветных камня в гладких высоких кастах. Наугольники, средник и край верхней доски с внутренней стороны обведены жемчужной обнизью.

Две застёжки из шёлковой тесьмы, затканной золотной нитью с серебряными наконечниками, украшенными стилизованными цветами на фоне синей эмали.


Икона в окладе.

Икона в окладе

Оклад иконы золотой, украшен драгоценными камнями и черневым растительным узором.


Киот (складень).

Киот (складень)

Киот (складень) серебряный, частично золочёный, двустворчатый; створки с лицевой стороны украшены резным растительным орнаментом и четырьмя круглыми золочёными клеймами с резной надписью; на внутренней стороне створок живописные изображения мучеников Артемия и Параскевы; вверху киота кольцо для шнура.


Курильница со съемным основанием.

Курильница со съёмным основанием

Курильница серебряная, золочёная, в виде высокой четырёхгранной трёхъярусной пирамиды с прорезным узором. Нижний ярус украшен прорезным растительным орнаментом. На гранях второго яруса — прорезные изображения единорога и орла среди травного узора. Верхний ярус с прорезным орнаментом из вьющихся стеблей с цветами. Основание пирамиды квадратное, съёмное, с резными зубчиками. Вверху курильницы — золочёный шарик с конусообразным колпачком.


Чарка.

Чарка

Чарка серебряная, небольшая, на трёх литых ножках-шариках. Внутренняя поверхность чарки, изображение на дне, верхняя часть ручки и внешний край борта — вызолочены. На серебряном канфарённом дне чарки вырезан золочёный двуглавый гербовый орёл с поднятыми вверх крыльями под тремя коронами. В лапах орла скипетр и держава. К чаше припаяна ручка в виде «полки» с 8-ю округлыми выступами и 2-мя отверстиями, расположенными ближе к чаше. На поверхности ручки вырезаны листья и цветы, увеличивающиеся к чаше. На обратной стороне ручки вырезаны буквы: ЛВ ЗЛ. Ножки литые, в виде гладких шариков, припаяны к чарке.


Рожок детский.

Рожок детский

Рожок детский, серебряный, золочёный, украшенный резьбой. По краю широкого верхнего отверстия рожка и нижнему узкому чеканена орнаментальная полоса в виде сдвоенной зигзагообразной линии, имитирующей сканный жгутик. По венцу, обрамлённому сверху – одной, а снизу — двойной резной линией помещена резная надпись: «рожекъ млднца пити из него воздравие». По тулову на гладком фоне резаны стилизованные цветы и бутоны с листьями. У верхнего края рожка прикреплено гладкое колечко.


Корчик.

Корчик

Корчик серебряный, частично золочёный; на поддоне, с фигурной ручкой, украшенной камнями. Внутри, на дне, припаяна золочёная круглая выпуклая мишень, по краю которой — два резных пояса с геометрическим орнаментом. В круге мишени — резной травный стилизованный орнамент; по центру мишени закреплена серебреным гвоздиком литая серебряная фигурка лебедя.

По венцу проходит резная золочёная надпись по штрихованному полю: «корчикъ добра человека питъ из него на здравие, моля бга, хваля государя». Под венцом, по тулову, — сплошной резной золочёный травный узор по серебряному фону.

Поддон золочёный, с кольцеобразной шейкой, на трёх литых лежащих львах. На выпуклой части чеканены овы; на шейке и по краю основания — орнамент «триглиф». Ручка литая, фигурная, золочёная, укреплена «полкою», внутрь корчика спускается накладным треугольником. В центре ручки — изображение маски амура. На фигурных краях закреплены 7 шпеньков, на них через один укреплены 4 круглых бусины коралла и два изумруда. На оборотной стороне резная надпись: «КДИ  II С».

ВВЕРХ