ВИТРИНА — ПОСТАВЕЦ

Close

Поставец.

В центральной части большой пристенной витрины произведения западноевропейских и восточных мастеров представлены особым образом. Многоступенчатые полки воспроизводят собой так называемый «поставец». Выставленная в поставце драгоценная посуда украшала приёмный зал русских государей — Грановитую палату, приёмный зал патриарха — Крестовую палату, частные дома состоятельных людей. В Грановитой палате поставец был особенно пышный, но и Крестовая палата не менее богато украшалась.

По мнению исследователей, первое описание использования сокровищ в придворном церемониале, в частности в оформлении приёма послов, относится ко времени Василия III, то есть к 1505–1530 годам. Применение драгоценной посуды как декоративного украшения имело определенную политическую цель. Это было принято и в других феодальных государствах, но в Москве показ сокровищ отличался особой пышностью.

Источниками формирования собрания сокровищ служили дипломатические подарки и закупки царским двором. Для обозрения предъявлялись новые редкостные, необычные, отмеченные совершенством исполнения предметы и при этом внимание сосредотачивалось на иностранном серебре. Это вызывало развитие соответствующего способа и одновременно художественного приёма показа массы иноземных серебряных предметов, и в результате весьма значительную роль в декорации древнерусского парадного интерьера стали играть поставцы — открытые ступенчатые полки, обитые сукном или бархатом, сплошь заставленные изделиями златокузнецов — разнообразной, богатой и причудливой посудой.

ЭКСПОНАТЫ ВИТРИНЫ


Кубок.

Кубок

Кубок со съёмной крышкой, серебряный, позолоченный, сплошь буклированный — ананасный; на ножке-стволе с дровосеком, на круглом чеканном основании. Украшен незолочёными розетками из зубчатых листьев.

Крышка кубка прочеканена аналогично корпусу, увенчана вазочкой с незолочёным букетом цветов и трав.


Блюдо.

Блюдо

Блюдо-лохань, серебряное, частично золочёное, неглубокое, овальной формы. На дне — чеканная сцена, по широкому борту — пышный чеканный узор из плодов, ягод и птиц. На дне блюда чеканена сцена: коленопреклонённая женская фигура перед коронованным младенцем, и музыкант, играющий на скрипке, на фоне сельского пейзажа с постройками. Край блюда волнистый.


Кубок.

Кубок

Кубок с крышкой серебряный, золочёный, колокольчатой формы, с двумя рядами крупных полусферических выпуклостей на корпусе основании и крышке.

Венец корпуса гладкий, несколько расширяющийся кверху. На корпусе, между верхними большими и нижними меньшими выпуклостями — крупный кнорпель-орнамент. Литая ножка в виде балясины с литыми фигурными дужками (сохранились две из трёх).

В верхней и нижней части ножки — резные гнутые незолочёные травки. Основание и крышка высокие; по орнаментации и форме повторяют корпус. На одной из выпуклостей основания вырезано буквенное обозначение веса.

В нижней части основания — остатки чернильной надписи XVII века с обозначением веса. Крышка завершается букетом из незолочёных цветов и трав.


Кубок.

Кубок

Кубок со съёмной крышкой серебряный, частично золочёный, чеканный, на ножке с цилиндрическим перехватом, украшен чеканным рольверком, пейзажными клеймами с аллегориями, фигурами животных, путти, птицами на драпировках, мужскими и женскими профилями. Ножка кубка литая, составная, с гротескными дужками, с крупной балясиной, декорированной гермами и бараньими головами и литой цилиндрической муфтой внизу с крылатыми головками и фигурами Плутона в рольверк плетениях. Крышка профилирована уступами, по выпуклости украшена резным орнаментом с изображением цветов, плодов и животных. Край крышки волнистый, с резным узором. На гладком перехвате крышки — резные буквы: ЧД.


Кубок потешный.

Кубок потешный

Кубок потешный в виде совы; серебряный, позолоченный, на высоком основании. Корпус чеканный, в виде туловища птицы, проработан резьбой, имитирующей оперенье. Голова совы является крышкой; съёмная, полусферической формы, с двумя вогнутыми глазницами и помещенными в них кораллами. На лапках два бубенчика. Птица закреплена на серебряном золочёном сучке. Ножка цилиндрическая, гладкая, расширена к основанию, с двумя резными поясками вверху и внизу. Основание круглое, плоское, с узким выступающим гладким краем. По канфарённому фону расчеканены фигуры играющих амуров и бегущей собаки.


Блюдо рукомойное.

Блюдо рукомойное

Блюдо круглое, неглубокое, серебряное, частично золочёное; с узким бортом и литой накладной круглой мишенью; украшено чеканным орнаментом ренессансного характера. Все чеканные украшения выполнены на пунцированном фоне. Дно блюда незолочёное гладкое, омбелик выполнен в виде ступенчато-повышающихся концентрических кругов с накладной мишенью в центре. На мишени изображён Давид, играющий на музыкальном инструменте перед Самуилом, сидящим на троне. Верхняя выпуклость омбелика украшена чеканным стилизованным лавровым венком, перевитым лентой; нижняя выпуклость омбелика чеканена четырьмя масками в рольверк-картушах среди рольверк-завитков. Вокруг омбелика восьмилучевой звездой на золочёном фоне чеканен орнамент из овов в ободках среди рольверк-завитков. Борт блюда узкий, золочёный, украшен четырьмя картушами с чеканными аллегориями стихий с атрибутами. Между картушами чеканены связки плодов и рольверк-завитки. Край борта слегка выпуклый, чеканен лавровым венком, перевитым лентой. С обратной стороны мишень крепится при помощи фигурной четырёхлопастной гайки.


Кубок «Олень».

Кубок «Олень»

Олень-кубок серебряный, золочёный; голова-крышка снимается. Олень стоит на задних ногах, опираясь передними на пенёк с сучком. Голова и туловище оленя проработаны пуансоном. Подставка кубка овальная с широким, гладким краем; расчеканена «землей» с изображением травы и живности (лягушки, змеи, ящерицы, улитки).


Кружка.

Кружка

Кружка с отъёмной крышкой, серебряная, частично золочёная, большая, цилиндрической формы, с округлым дном, на трёх литых шариках-ножках, зажатых серебряными звериными лапами. Внутри — сплошь вызолочена.

Край корпуса ровный, гладкий, профилированный; по венцу — гладкий золочёный поясок между двойными гладкими бороздками. На незолочёном фоне корпуса в трёх больших овальных клеймах, обрамлённых вьющимися листьями аканта — гравированы изображения купцов на фоне архитектурного пейзажа. Ручка литая золочёная, полая, дугообразная, гладкая, плоская сверху; заканчивается  незаполненным гербовым щитком. Крышка невысокая, сверху плоская, по краю гравирована стилизованными листьями аканта. В центре, в круглом клейме, обрамлённом узким золотым пояском, гравирован парадный портрет всадника на скачущей лошади на фоне крепости и деревьев.

Отъём крышки двурогий литой, золочёный, круто загнут к ручке.


Чаша.

Чаша

Чаша из горного хрусталя, в золотой оправе, с драгоценными камнями, глубокая, наподобие стакана. Корпус чаши украшен рубинами, изумрудами и бирюзой, помещёнными во врезанных в хрусталь золотых розетках-гнёздах, соединённых между собой тонкими золотыми нитями. В золотых ободках, по венцу стакана и на основании в углублённых гнёздах, закреплены мелкие рубины.

ВВЕРХ