ВИТРИНА 1
CloseВ витрине представлена посуда из различных материалов: дерева, керамики и так называемых простых металлов — меди и олова работы русских и западноевропейских мастеров. Все эти изделия находили употребление в быту зажиточных горожан XVII столетия. Медь в XVII веке добывалась в Соликамске и частично привозилась из Западной Европы. Олово было полностью привозным, поэтому изделия из него очень ценились и были доступны, в основном, представителям зажиточных слоёв. Это было время недолгого расцвета, эпоха «благородного олова», когда оловянные изделия рассматривались как часть парадного убранства стола и интерьера. Оловянную посуду украшали различными узорами, надписями, рельефным литьём. Широко использовали просечку. Этот несложный в производстве приём обладал большими декоративными возможностями. Мастера создавали ажурные полосы превосходного рисунка, которыми декорировались шкафы, слюдяные фонари, зеркальные рамы и ларцы.
Кроме оловянных, широкое распространение получили изделия из меди – их привозили из-за границы и делали в Москве в Медном ряду. Медная посуда использовалась в обиходе различных слоёв населения, включая царский и патриарший дворцы. Почти все её образцы представлены в витрине: тарели и блюда, чаши и чарки, братины, кувшины и ступы.
Однако дерево и керамика по-прежнему оставались самыми востребованными материалами для изготовления посуды, а изделия из них самыми распространёнными.
В XVII веке происходит перелом в оценке элементов быта других народов. Появляются новые вещи. Так, во время званых обедов подается полный столовый прибор: ложка, вилка, нож, правда, вначале только наиболее чтимым гостям, а лицам низших сословий давалась ложка и редко — нож или вилка. В Европе вилка широко употреблялась с XVI века.
В торговых рядах Китай-города в Москве можно было увидеть почти все виды товаров, имевших обращение на рынках западноевропейских и восточных городов. Их можно было встретить и в боярском доме, и в имуществе посадского человека, и в избе зажиточного крестьянина. Здесь представлены предметы именно того времени.
ЭКСПОНАТЫ ВИТРИНЫ
Ковш
Глубокий ковш представляет собой облагороженный тип широко распространённой в народе деревянной посуды. По-видимому, ковш предназначался для подарка или награды. Об этом свидетельствует его декор. Лишь часть ковша сделана из капа — нос и ручки оправлены с двух сторон в золочёное серебро. На оправе — четырнадцать высоких гнёзд с уральскими цветными камнями, она украшена резным стилизованным растительным орнаментом из вьющихся стеблей с цветами. Украшена и ручка «полкою» в виде листа. Носик ковша заканчивается небольшим синим прозрачным камнем и жемчужиной. В центре дна круглая выпуклая мишень. На неё нанесён растительный орнамент на штрихованном фоне, расходящийся от квадратного гнезда, в котором закреплен зелёный камень.
Чаша
Внутренняя сторона этой медной чаши хранит следы позолоты, что свидетельствует о её неутилитарном назначении. А надпись по внешней стороне венца раскрывает имя владельца предмета — это торговый человек, член гостиной сотни Федор Марков, и дату: «лета зс году месеца маiа оде (1692 г. 9 мая)». Гостиная сотня — сословие Русского государства, которое объединяло торговых людей, предпринимателей того времени. Она появилась в конце XVI века. До этого гости (богатые купцы) и гостиная сотня не разделялись. В отличие от гостей, члены гостиной сотни не имели права свободного выезда за границу и приобретения вотчин. Также члены гостиной сотни по очереди и по выбору исполняли различные обязанности, например, по сбору таможенных пошлин. Быть членом московской гостиной сотни значило иметь возможность подняться по государственной службе до высоких должностей. Примером такой карьеры может служить глава посольского приказа Алмаз Иванов.
Чернильница
Чернильница подвесная — медная, литая; в форме вазы с расширяющимся кверху горлышком и плоским круглым основанием. Это неизменный атрибут чиновника XVI–XVII веков — дьяка. На горлышке два сквозных отверстия, к ним привязывали верёвку, за которую чернильница вешалась на шею. К поясу подвязывался пучок гусиных перьев и дьяк был готов к составлению документов в любых условиях. Корпус в верхней части украшен резным непрерывно вьющимся усиком. Центральная часть корпуса лентообразная, на ней в два ряда резная надпись нравоучительного характера: «Приславъ буди смирэн кротокъ а нэ возносись ако говоръ коднь чинадымаяся».
Вилка и нож
Роскошные столовые приборы в XVII столетии собирали в ста́вы. Причудливо и богато украшенные металлом, кожей, тканями, эмалями с твёрдым, чаще деревянным основанием конусообразные коробочки-футляры с крышкой. Из футляра, когда снималась крышка, первыми показывались черены приборов, поэтому их украшению уделяли особое внимание. Черены этих ножа и вилки — агатовые. В месте соединения лезвия ножа с черенком напаяно серебряное колечко. Оно украшено двумя личинами, в окружении вьющихся усиков с листьями и цветами. Черенок вилки восьмигранный из переливчатого агата темно-серого и коричневого цветов на конце украшен золотым гнездом с рубином. Черенок ножа из светлого, гранёного агата, увенчан золочёным сканным репейком с зернью.
Точильный камень
Точильный камень — удивительный предмет в коллекции. Удивительно то, что до нашего времени дошёл такой широко употребимый предмет в такой отличной сохранности. Изделия из кремня сопровождают человека с незапамятных времён. Изобретение способа изготовления орудий из этого камня значительно продвинуло человечество по цивилизационному пути. А наше «орудие» ещё и затейливо украшено. Рабочая часть имеет вид четырёхгранного бруска с резным узором и надписью в клейме: «Точило добраго человека». Рукоятка оправлена в серебро с чернью, резьбой и позолотой. В месте соединения с камнем она имеет волнистый край. На двух широких гранях одной стороны, по слегка канфарённому золочёному фону изображены пышные черневые тюльпаны и колокольчики. С другой стороны — резные золочёные побеги. Боковые стороны рукояти украшены черневым геометрическим орнаментом с ромбами.
Перстень-печать
Восточный перстень митрополита Алексия сделан из меди. Его печатка имеет округлую форму, которая считается древнеегипетской. На печатке из поделочного камня голубого цвета плохо сохранилось резное вглубь изображение дракона. Традиция прикладывания печати к документам известна и широко распространена с древних времён. Личная печать, часто употреблявшаяся вместо подписи, служила знаком подлинности послания, гарантировала неразглашение информации. Часто печати играли роль пропуска в личные покои или дома их обладателей, а также подтверждали полномочия кого-либо, отправленного с поручением. Как правило, для удобства использования перстни-печатки носили на мизинце правой руки. Часто печати являются важным источником исторической информации. Для их изучения в начале XVIII века в рамках исторической науки была выделена особая дисциплина — сфрагистика.
Ступа
Ступка бронзовая с корпусом цилиндрической формы, литая, с двумя ручками. Тулово ступы обильно украшено тонким ренессансным орнаментом, разделённым ребристым боровком. Венец широкий, выступающий, со слегка отогнутым краем. Между двумя боровками, по штрихованному, украшенному точками фону — надпись латинскими буквами: «MARTUN ZANDTT ANNO 1629». В надписи после каждого слова — семилепестковый цветок. На корпусе две небольшие литые ручки в виде дельфинов. Ступы использовались для измельчения специй, которые широко употреблялись на Руси в богатых домах. Пряности в большом количестве привозили с Востока. Пряную и острую пищу очень любили. Так, например, судя по сохранившимся историческим документам, патриарху Филарету Никитичу (первая четверть XVII века) по скоромным дням подавали взвар с шафраном и перцем, а также разнообразную выпечку, куда добавлялись шафран, имбирь, перец.