ВИТРИНА 4

Close

Витрина 4.

Представленные в витрине экспонаты, дают возможность познакомиться, с многообразием материалов и приёмов украшения изделий, чеканкой и эмалью, резьбой и чернью. Чеканка — один из самых трудоёмких приёмов украшения серебряных и золотых изделий. Как первоклассные чеканщики были известны мастера Москвы, Новгорода, Поволжья. Славилась своей прочностью русская чернь.

Весьма своеобразным центром прикладного искусства был Сольвычегодск, где уже в конце XVI века существовали художественные мастерские «именитых людей Строгановых». Во второй половине XVII века здесь создавали оригинальные изделия с расписными эмалями, получившими название эмалей «усольского дела». Это были самые различные предметы, украшенные нарядной росписью по белоснежному фону.

Расписная эмаль стала новым жанром декоративно-прикладного искусства XVII века. Мастера с большим техническим совершенством заливали эмалью полусферические поверхности чаш, чарок и покрывали их пёстрыми гирляндами из тюльпанов, ромашек и подсолнухов. Роспись выполнялась в ярко-жёлтых, зелёных, синих, розовато-лиловых тонах, дополнялась тёмной штриховкой, которая усиливала выразительность орнамента. Сольвычегодские мастера воспроизводили на своих изделиях разнообразные сюжетные мотивы из народного фольклора, книг и гравюр. Часто встречаются изображения юношей, девушек, птиц.

На памятниках «усольского дела» особенно наглядно можно проследить творческую интерпретацию гравюрного, порой западноевропейского оригинала. Западноевропейские гравюры были для русских художников второй половины XVII века своеобразной канвой, на которой вышивался узор свой, продуманный и многокрасочный. К гравюрам относились как к вспомогательному материалу. Используя его, русский мастер создавал нарядную, красочную композицию, в которой сами образцы приобретали совершенно новый фольклорно-сказочный характер.

ЭКСПОНАТЫ ВИТРИНЫ


Чаша.

Чаша

Чаша серебряная, круглая, на кольцеобразном поддоне. Внутренняя поверхность чаши покрыта белой эмалью и расписана цветными эмалями. По борту внутренней стороны чаши выписана цветочная гирлянда на тёмных стеблях с зелеными листьями; крупные цветы выполнены голубой, коричнево-розовой и жёлто-коричневой эмалью. На слегка выпуклом дне, в сканном обрамлении, изображён плывущий лебедь. Берега реки расписаны зелёной и красновато-коричневой эмалью. По краю чаши и дна — один ряд мелких кружков зелёной эмали в сканных обрамлениях.

Снаружи, по серебряному фону, чаша украшена гирляндой пёстрых эмалевых цветов: четырёх крупных и мелких бутонов тюльпана на сканных стеблях, растущих из одного цветка. В середине двух тюльпанов — погрудное изображение юноши с веткой. Среди цветов разбросаны кружки зеленовато-синей прозрачной эмали в сканных обрамлениях. На оборотной стороне дна – цветок и четыре бутона тюльпана на стеблях с листьями — стоящие в вазе. По краю чаши, снаружи, гладкий круглый ободок, снизу которого напаян тонкий сканный жгутик.


Корчик.

Корчик

Корчик серебряный, внутри золочёный, чеканный, с фигурной ручкой, на поддоне. Венец внутри гладкий, отделён резной полосой; от него, к центру, спускаются чеканные цветы подсолнуха, соединённые толстыми стеблями с листьями. В центре чеканен двуглавый орёл под короной. Ручка «полкою», литая, фигурная, со сквозными отверстиями; припаяна внутрь килевидной накладкой, украшенной канфарёнными кружочками. На носике закреплен литой четырёхлепестковый бутон. На внешней стороне корчика, по венцу и под ручкой, — резная надпись на штрихованном золоченом фоне: «велики гдрь црь и великии кнзь Петр Алексеевичь всея великия и малыя и белыя Росии самодержецъ пожаловал Романовскова голову Семена Золотарева се году за ево радетельную службу зарибор зармддк». Поддон низкий с фигурным краем.


Чаша.

Чаша

Чаша серебряная, круглая, на кольцеобразном поддоне. Внутренняя поверхность чаши покрыта белой эмалью и расписана гирляндой цветов, состоящей из двух отдельных веточек, расположенных друг за другом; цветы на тонких стеблях с листьями и с многочисленными завитками. Белая эмалевая полоса с гирляндой цветов, на тулове чаши, обрамлена двумя орнаментальными поясками. Верхний пояс состоит из коричнево-жёлтых пятен, заключённых в тонкие коричневые полоски. Нижний — из чередующихся чёрных и голубых пятен, заключённых в тонкие чёрные полоски. На слегка выпуклом белом эмалевом дне в сканном обрамлении и в орнаментальном поясе из чередующихся жёлтых и коричневых пятен изображен юноша. С вьющимися волосами, в жёлтом кафтане, голубой рубашке, с палкой в левой руке. По краю чаши и дна один ряд кружков синей эмали в сканном обрамлении. Снаружи, по серебряному фону чаши — четыре круглых больших эмалевых клейма, в сканном обрамлении. Каждое клеймо украшено полоской жёлтой эмали с коричневой штриховкой. В середине клейм по белой эмали выписаны пучки пёстрых цветов на тонких стеблях, растущих из чаши бутона. Между большими клеймами размещены двенадцать мелких круглых клейм в сканном обрамлении, соединённые по три сканными жгутиками и расписанные пучками цветов. На оборотной стороне дна, на фоне белой эмали — букет пёстрых цветов. По краю чаши и поддона гладкий напаянный узкий ободок.

ВВЕРХ