ВИТРИНА 6
CloseЭкспозиция витрины посвящена творчеству немецких златокузнецов. Их работы поступали в казну русского государя из посольских даров или специально закупались для кремлёвской сокровищницы.
В XVI – первой половине XVII века, город Нюрнберг на юге Германии был главнейшим центром производства европейского художественного серебра. Искусство нюрнбержцев последовательно и ярко запечатлело себя в создании сосудов для вина: от небольших, чуть больше стакана, до великанов, выше метра. Во вкусе своего времени, изделия тщательно позолочены, изобилуют сюжетными сценами и орнаментальными украшениями, в декоре широко использованы рельефные изображения.
Произведения гамбургских серебряников свидетельствуют о приверженности новым формам и приёмам украшения, об активном отношении к художественным находкам отечественных и зарубежных коллег. Мастера Гамбурга быстро освоили тип нюрнбергского позднеренессансного кубка и аугсбургского декоративного блюда, которые органично вошли в их творческий арсенал. Гамбуржцы свободно владели многообразной орнаментикой и создали свои оригинальные трактовки голландского оргамента «кнорпель» и цветочного декора. Из всех центров немецкого художественного серебра только в Гамбурге в эпоху барокко получило столь значительное развитие искусство гравировки по серебру.
Вторая половина XVII – начало XVIII веков — время наивысшего расцвета искусства аугсбургских златокузнецов. Предметы коллекции, поражающие своей пышной нарядностью и высоким мастерством, выполнены в ярко выраженном стиле барокко. Им присущи подчёркнутая декоративность, напряжённый динамизм форм, применение высоких чеканных рельефов, создающих живописную игру светотени на поверхности изделий. В орнаментике вещей преобладают растительные мотивы — крупные связки плодов и фруктов, пышные цветы, акантовая листва и вариации кнорпель-орнамента. Особенность художественного производства Аугсбурга той поры заключалась в развитии серебряной фигурной пластики.
ЭКСПОНАТЫ ВИТРИНЫ
Блюдо
Блюдо овальной формы, большое, глубокое, серебряное, частично золочёное, с чеканным орнаментом. По широкому борту чеканены сердцевидные золочёные выпуклости, обрамлённые гладким серебряным пояском. По внешнему и внутреннему краям борта расположен поясок с мелковолнистыми краями, между ними орнамент в виде чередующихся овалов с бусинами.
Дно блюда чеканено вогнутыми «ложками», через одну золочёными. На узких сторонах блюда — крупные золочёные сердцевидной формы выпуклости, обрамлённые листьями аканта. В центре — золочёный круг, обрамлённый орнаментом, аналогичным орнаменту на борту. В середине золочёного круга — шестнадцатилепестковая розетка с золочёными через один выпуклыми лепестками.
Кувшин
Кувшин рукомойный, серебряный, частично золочёный, с чеканным орнаментом сердцевидных клейм. Горло высокое, узкое, расширяющееся кверху, носиком-сливом округло-треугольной формы. На горле плоская крышка в виде листа. Противоположная носику широкая часть горла поднята и завершена гладким крупным, обращенным внутрь трилистником. Горло орнаментировано плоскими чеканными изогнутыми «ложками» с двумя сердцевидными клеймами. Корпус мягко профилирован полуваликами с поясками-перехватами. Верхняя и средняя части корпуса украшены рядами чеканных золочёных сердцевидных выпуклостей. Низ и дно чеканены вогнутыми изогнутыми «ложками» позолоченными и незолочёными.
Ножка высокая, узкая, переходит в круглое выпуклое основание с гладким волнистым краем. На широкой части основания чеканен ряд сердцевидных выпуклостей. Ручка литая, в кнорпель-стиле.
Блюдо
Блюдо серебряное, частично золочёное, овальное, барочное; украшено чеканным не золочёным цветочным орнаментом. Дно гладкое, с плавным переходом к борту. На дне, в центре, чеканен цветок в окружении шести тюльпанов на коротких изогнутых стеблях с листьями.
Борт неширокий, с волнистым краем, украшен чеканной гирляндой из цветов тюльпана и нарцисса на коротких стеблях. На обороте борта резная помета и буквенное обозначение веса: ТФ.А.ФУ. ЗИ.З.
Кубок
Кубок серебряный, сплошь позолоченный, на высокой ножке-балясине и высоком основании. Верхняя часть корпуса чеканена рольверк-орнаментом растительного характера и гладкими полусферическими выпуклостями в обводке; выпуклости слегка заострены сверху и снизу.
Верхняя часть корпуса отделяется от средней части полуваликом с чеканкой плотной лавровой гирляндой.
Нижняя часть корпуса чеканена гладкими полусферическими выпуклостями в обводке, слегка заострёнными сверху и снизу. Фон между выпуклостями и на средней части — «перехвате» чеканен рольверк-орнаментом, растительного характера, связками плодов.
Ножка литая, составная. Сверху и снизу ножки — резные гнутые незолочёные травки, гладкие цилиндры и две полочки: верхняя из них орнаментирована иониками в обводке, нижняя гладкая, гранёная. Средняя часть в виде «балясины», орнаментирована листьями аканта. К средней части припаяны литые, гротескные дужки.
Основание высокое, круглое, в верхней части столбообразное. Край основания гладкий, профилированный. Нижняя и верхняя части основания чеканены гладкими, полусферическими выпуклостями, слегка заостренными сверху. Фон между выпуклостями и средняя часть ножки чеканены рольверк-орнаментом.
Крышка круглая, невысокая с зубчатым краем, орнаментированным иониками в обводке. Крышка чеканена гладкими полусферическими выпуклостями в обводке; выпуклости слегка заострены. Промежутки между выпуклостями орнаментированы рольверком растительного характера. Фон на крышке, как и на корпусе — пунцирован. Верхняя, столбообразная часть крышки — гладкая, наверху её — резные, гнутые, незолочёные травки. Завершается крышка золочёным гербовым орлом, в центре которого щиток с монограммой.
Блюдо
Блюдо серебряное, овальной формы, неглубокое; с накладным прорезным золочёным узором по борту. На дне блюда чеканена сцена: «Александр Македонский разрубает гордиев узел».
На широком отлогом борте в круглых чеканных медальонах — портреты четырёх римских императоров с латинскими надписями. Между ними, на пунцированном фоне, чеканен узор из стелющихся листьев и плодов, дополненный накладным прорезным золочёным узором, служащим обрамлением медальонов.
Кружка
Кружка (стопа) серебряная, частично позолоченная, украшена гравированными цветами на фоне мелких черневых арабесок. Корпус цилиндрической формы. Венец узкий, профилированный. Под венцом и над основанием, на корпусе гравированы два пояска из фигурных зубцов-трилистников. Черневой узор на корпусе – в виде спирально вьющихся усиков с мелкими листочками, и крупные гравированные цветы — по три на стебле. Основание круглое, расширяющееся книзу, с узким горизонтально отогнутым пунцированным краем. На стенках основания вырезаны крупные русские буквы: КББКБЖБТСК. Крышка круглая, выпуклая, с профилированным гладким нависающим краем, украшена мелким черневым узором, аналогичным узору корпуса. В центре крышки — золочёная круглая выпуклость с вогнутой серединой, в которой укреплена маленькая литая балясина. Отъём раздвоенный, заканчивается спиральными волютами. Ручка литая, дугообразная, с коленчатым переходом к шарниру и свободным завитком внизу, украшена литым жемчужником.
Рассольник
Рассольник серебряный в форме раковины, на ножке в виде единорога. Корпус рассольника в виде пятилопастной раковины с волнистым краем. На каждой лопасти чеканен крупный цветок на длинном стебле с листьями. Широкая часть раковины поднимается вверх и образует нависающую полочку в виде трилистника. Сверху на полочке закреплен литой изогнутый крылатый дракон. Ножка рассольника литая в виде единорога, стоящего на задних ногах, а передними опирающегося на гербовый щит. Основание круглое, выпуклое, чеканенное «землей» с закрепленными литыми ящерицами и букашкой.
Кубок
Кубок без крышки, стаканный, на ножке-балясине, основании; украшенный чеканными изображениями и рольверк-орнаментом. Венец — широкий, золочёный, отогнутый наружу. Корпус — цилиндрический, слегка расширяющийся кверху. На корпусе в трёх овальных медальонах с гладкими обводками чеканены фигуры барабанщика, знаменосца и флейтиста на фоне архитектуры. Между медальонами изображены связки плодов, волюты, пунцированные овы. Ножка литая, в виде балясины, с тремя литыми фигурными дужками, укрепленными вокруг цилиндра с овами. Балясина орнаментирована гротескными масками. Внизу ножки — цилиндр, украшенный овами, с нависающей рифленой полочкой. Вверху и внизу ножки — резные, гнутые, незолочёные травки. Основание высокое, выпуклое, круглое, с перехватом, с гладким профилированным краем. Нижняя выпуклость украшена связками плодов на провисающих лентах, волютами и другими элементами рольверк-орнамента. Верхняя выпуклость основания орнаментирована изображениями человеческих масок и рольверк-орнаментом. Снизу дна — резное обозначение веса.
Ложка
Ложка серебряная, сплошь золочёная, с литой фигурной ручкой. Чаша гладкая, овальная. Внутри неё, у ручки — резной штрихованный трёхлепестковый цветок.
На конце ручки — женская и мужская фигуры. Средняя часть — плетёная. Основание — в виде маскарона. На обратной стороне чаши вырезано: BOLHORH PAUL УI AI и пунцированы буквы — УК.
Тарелка
Тарелка серебряная, частично золочёная, мелкая, барочная, с чеканными цветами. Борт тарелки широкий, золочёный, с гладким волнистым краем. По борту чеканены расходящиеся незолочёные длинные гибкие перистые листья аканта с цветами. Дно круглое, гладкое, плоское. На обратной стороне дна — гравированная монограмма из букв ДВ под короной в венке.
Ваза-рассольник из сюиты «Слепая любовь»
Ваза-рассольник, серебряная, частично позолоченная, барочная, в виде мелкой разложистой чаши с волнистыми краями на скульптурной ножке — «купидон», украшена чеканным кнорпель-орнаментом. На дне вазы чеканено изображение купидона с повязкой на глазах. Под ногами купидона — «земля», по сторонам — деревья, над головой — облака. Вокруг чеканены крупные незолочёные веерообразные раковины среди чеканного с пуансоном кнорпельобразного орнамента. Снизу чаша вазы закреплена в небольшой глубокой чашечке с широким гладким отогнутым краем, охватывающим дно вазы. Чашечка — держатель — украшена плоским чеканным узором из золочёных широких листьев с поднимающимися из них плодами. Ножка вазы литая, в виде фигурки стоящего бескрылого купидона, опирающегося левой рукой на стрелу. На глазах купидона повязка, на плече — колчан на перевязи, с плеча и бедра спадает легкая драпировка. Волосы, повязка, драпировка и атрибуты позолочены. Основание невысокое, круглое, с гладким волнистым краем, столпообразно поднятое в средней части, украшено белыми круглыми веерообразными раковинами в плоскочеканном кнорпель-обрамлении. Из шести раковин пять, прочеканены, одна — гладкая.
Кружка
Кружка серебряная, частично золочёная, с крышкой, на трёх ножках-шариках, украшена гравированным растительным узором. Корпус гладкий, по венцу и внутри золочёный. Ножки литые, золочёные, в виде шаров, украшенных прочеканенными плодами, над ними литые фигурные накладки с изображениями листьев аканта и винограда. Ручка дутая, фигурная, по верху золочёная, с чеканным изображением ветки с грушей. Она заканчивается внизу золочёным щитком с пунцированными инициалами «J.W.P.». Крышка по краю и внутри золочёная; по золотому полю по краю вырезан барочный орнамент из стилизованных листьев и цветов. Отъём на шарнире, на крышке укреплён литой золочёный шар с плодами. На дне три клейма.
Погремушка
Погремушка серебряная, частично золочёная; корпус грушевидной формы, чеканен крупными цветами, разделёнными двумя гладкими поясами. В верхней части на гладком поясе три прорезных узора, снизу корпуса полочка с зубчатым краем. Ручка литая, витая, уменьшающаяся к корпусу. Hа конце ручки небольшая пластинка с отверстием.