ИКОНОСТАС
CloseСегодня в церкви Двенадцати апостолов экспонируется иконостас из Вознесенского собора, поступивший в Музеи в 1929 году из не сохранившегося Вознесенского монастыря. Иконостас был установлен в церкви Двенадцати апостолов в 1930 году. Его состав был несколько изменен из-за несовпадения размеров двух храмов. С краёв были убраны вертикальные ряды икон, а также демонтированы праотеческий и пророческий ряды. Иконостас Вознесенского собора относится к типу «метрических» рамочных иконостасов, широко распространенных в России во второй половине XVII века. Рама иконостаса и иконы изготавливались одновременно. Работы над иконостасом были завершены в 1679 году, изготовлением серебряного оклада на царские врата, из пожертвованного царицей Натальей Кирилловной (второй женой царя Алексея Михайловича) серебра.
Этот иконостас — удивительный памятник церковной реформы второй половины XVII века, связанный с идеей патриарха Никона осуществления через Москву Вселенского православного царства. В нём нашли отражение изменение церковной практики второй половины XVII века, а также западные веяния, активно усваиваемые и претворяемые русскими мастерами в своих произведениях. В составе иконостаса над Деисусом появился страстной ряд, а также навершие, размещённое над ним. Введение распятия в русский иконостас — новация второй половины XVII века, утвердившаяся под влиянием южнорусских мастеров, а страстные ряды в иконостасах монастырей появились по решению церковного собора 1667 года.
Рама иконостаса украшена пышной высокорельефной резьбой. Такая же резьба покрывает панели. Лейтмотив резьбы — виноградная лоза, её листья и кисти, листья аканта, плоды и цветы. Стиль резьбы столбцов, картушей, ремней, бусин, профилей карнизов сохраняет однотипный характер сверху донизу. Манера резьбы рамы иконостаса и комбинации его деталей близки работам белоруса Клима Михайлова. Манера письма, композиционные построения икон, вошедших в местный, праздничный, деисусный и страстной ряды, позволяют рассматривать их как произведения царских изографов. Образцами для письма ряда икон служили гравюры из Библии Пискатора.