ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ В КРЕМЛЕ
CloseНа чертеже Московского Кремля начала XVII века, известном как Годунов план, хорошо видны постройки патриаршего двора. На патриаршем подворье стояли три домовые церкви: Разположения, Соловецких чудотворцев, построенная в 1566 году, и Трёх Святителей московских Петра, Алексея и Ионы, заложенная в 1597 году. Жилые и парадные палаты тянулись вдоль северо-западной стены Успенского собора и заканчивались церковью Соловецких чудотворцев. На плане виден внутренний двор с церковью Трёх Святителей и «брусяными» кельями за ней, высокая ограда со Святыми воротами, патриарший сад. Дом патриарха всегда был связан крытыми переходами с царским дворцом.
Во время польско-литовской интервенции Патриаршие палаты, как и другие постройки Кремля, пришли в запустение. Патриарх Филарет, отец молодого царя Михаила Романова, вынужден был не только заново отстраивать патриарший дом, но и восстанавливать почти оконченное строение после пожара 1626 года. Заново отремонтированный с 1627 по 1633 годы патриарший дом не уступал царскому дворцу по обширности и красоте постройки. Очевидно, отстроенный Филаретом дом устраивал его преемника Иоасафа I, при котором ничего не перестраивалось.
Следующий этап строительных работ начинается в 1643 году и связан с именем патриарха Иосифа. Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений были возведены под одной кровлей. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца. Сохранился чертёж расположения палат, выполненный Антипой Константиновым, более ранних чертежей патриаршего дома не существует.
Интереснейший этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича и примыкавшем к патриаршему подворью. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но ещё три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка многих помещений, включая домовые церкви. Летом-осенью 1656 года домовую церковь патриарха Никона расписывали мастера известных художественных центров России — Ярославля, Костромы, Троице-Сергиева монастыря во главе с царскими изографами Симоном Ушаковым, Иосифом Владимировым и Федором Козловым (живопись не сохранилась). В 1653–1655 была перестроена Крестовая палата — приёмный зал патриарха. Её расширили за счёт соседних помещений, превратив в огромный зал площадью в 280 квадратных метров, превосходивший свой аналог Грановитую палату царского дворца. В 1655 году на внутреннем дворе, помимо служебных и хозяйственных построек, соорудили деревянные, в два этажа, жилые кельи (не сохранились), которые соединялись переходами с палатами патриарха.
Формирование и переустройство дворцового ансамбля продолжалось при патриархе Иоакиме, который в 1680 году приказал перестроить возведенную при Никоне домовую церковь. Церковь была заново расписана и освящена 13 сентября 1681 года во имя Двенадцати апостолов.
При патриархе Адриане в 1690–1699 годах на уровне четвертого этажа была выстроена новая палата — Петровская, потом каменные палаты для Дворцового приказа (управлявшего патриаршими делами). Это было последнее переустройство патриаршего дома, после 1700 года с отъездом местоблюстителя патриаршего престола, он пустовал.