ВИТРИНА 16. ШИТЬЁ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
CloseВо второй половине XVII века центром художественной жизни России был Московский Кремль и его многочисленные производственные царские мастерские. Это в полной мере относилось и к Царицыной светлице, где в середине столетия работало не менее пятидесяти золотошвей, а к 1690-м более восьмидесяти. Ведали ими две боярыни, которые выдавали материалы и наблюдали за работой. Разные художественные и технологические приёмы свидетельствуют не только о многочисленности знаменщиков и мастериц, но и о принадлежности их к различным художественным направлениям.
Для произведений царицыной мастерской этого периода продолжает оставаться характерным обилие золотного шитья, а также плотная теневая моделировка в лично́м. Абрис ликов очерчивают широкие тёмные полосы, грубой угловатой линией они окружают глаза, идут к вискам, отмечают морщины на лбу, создавая впечатление лица в маске или в очках.
Представленная в витрине хоругвь с изображением архистратига Михаила, датируемая серединой – второй половиной XVII века отличается профессионально выполненным рисунком, чёткой с узорными буквами надписью и тщательным шитьём. По-видимому, к этому произведению относится запись в «Светличных делах» под 1652 годом, что «шатерные мастера Иван да Федор Янышевы» знаменили среди прочих вещей «хоругвь Архангела Михаила».
Нагробный покров «Митрополит Алексей» относится к произведениям Царицыной мастерской того же периода. Рисунок создавал Симон Ушаков, вышивала мастерица Степанида Петрова. В художественном решении образ митрополита ориентирован на его более ранние шитые изображения. От других покровов царицыных мастерских этого времени, он отличается моделировкой лика с тонкими чертами, в котором почти полностью отсутствуют оттенения. Фон средника украшен виртуозным воспроизведением аксамита — драгоценной ткани итальянского производства — шитьём «на аксамитное дело».
Во второй половине XVII столетия, произведения лицевого шитья создавались не только в столице — в царской и многочисленных боярских мастерских, но и в швейных мастерских в домах богатых купцов. Роль купечества в XVII веке на Руси заметно возрастает. Более всего известно произведений шитья, вышедших из светлиц «именитых людей» Строгановых. Род промышленников и купцов внёс заметный вклад в русскую культуру. Храмы, построенные ими, иконы, заказанные или выполненные в их «иконных горницах», произведения светлиц, работавших в их вотчинах в Сольвычегодске и Перми, имеют свои характерные особенности, свой стиль, часто называемый «строгановским». Шитьевые мастерские Строгановых существовали более ста лет, работая под руководством разных хозяек. В 1650–1670-е годы во главе сольвычегодской светлицы стояла жена Дмитрия Андреевича — Анна Ивановна — искусная вышивальщица. На этот период приходится расцвет мастерских и завершение сложения особого «строгановского» стиля. На фоне произведений царских и других мастерских, покровы Строгановых выделяются не только прекрасным рисунком и тщательностью исполнения, но прежде всего, чрезвычайно тактичным подходом к моделировке лично́го, отсутствием «модного» в это время резкого оттенения, нередко искажающего черты ликов, которое позже станет обычным и для строгановских светлиц.
Именно в период, когда строгановские мастерские возглавляла Анна Ивановна, была исполнена пелена «Митрополит Иона», отличающаяся высокими художественными и технологическими достоинствами.
Примером вышивки строгановских мастерских 1670–1680-х годов является сударь «Распятие с избранными святыми». Его также отличает особая манера шитья ликов тонким кручёным шёлком сероватого цвета, очень плотно, «атласным» швом «по форме» с оттенениями; круглые глаза со скошенным влево зрачком; золотное шитьё не только в одеждах, но заполняющее всё пространство произведения (фон, рамки); контуры и детали изображений, очерченные рельефным или так называемым «высоким швом». Однако, здесь уже видно более грубое исполнение вышивки, по сравнению с предыдущими десятилетиями.
ЭКСПОНАТЫ ВИТРИНЫ
Крест напрестольный
Крест напрестольный, серебряный, позолоченный восьмиконечный. По гладкой верхней створке креста наложена чеканная прорезная вторая створка. В центре — литое Распятие с нимбом вокруг головы Христа, который низан жемчугом и украшен драгоценными камнями. По концам креста — чеканные предстоящие. В оглавии — Саваоф, под ним два преклонённых ангела с литыми крыльями, между ними — св. Дух, в виде голубя. Возле всех фигурных изображений укреплены касты с камнями, обнизанные крупным жемчугом. В подножии Распятия два коленопреклонённых ангела с чашами. На нижнем конце креста — ростовая чеканная фигура Иоанна Крестителя с чашей и младенцем. Под ним овальный картуш с надписью «мощи святые патриарший просвитель Стефан иеродьякон Сахаров». По краю крест обнизан (до середины основания креста) жемчужной обнизью в три ряда. С обратной стороны по поверхности креста чеканены круглые и ромбовидные мишени в обрамлении стилизованных тюльпанов и листьев, с надписями, перечисляющими мощи. На гладкой нижней части креста — резная надпись: «Построил сий чтный и стый кртъ в Синбирскъ град ко храму Преображениа гда ншего Ийса Хрста Гостиные сотни Никифор Павловъ сынъ Борминец тщанием храма того иереив Артемия Никифора Софрониевых лета ЗСГ году марта дня НГА».
Пелена подвесная
Пелена подвесная из малинового атласа шитая шёлком, золотом и серебром. В центре средника, сплошь зашитого серебром и разработанного плетёными геометрическими и растительными узорами в виде ветвей с крупными зубчатыми листьями — ростовое изображение святого Ионы в святительских одеждах и в митре, с Евангелием в левой руке. Лично́е шито светлыми шелками и детализировано тёмным шёлком. Одежды, нимб, Евангелие шиты пряденым золотом и серебром в прикреп цветными шелками и разработаны мелкими геометрическими узорами. На саккосе Ионы — кресты в клеймах, шитые серебром по рельефу. Позём шит зелёным шёлком с пряденым золотом. Над Ионой — шитая пряденым золотом надпись — «СТЫЙ ИОНА М». Вверху, на кайме — изображение Богоматерь-Знамение, выполненное шёлком и пряденым золотом, по фону, зашитому пряденым серебром. В контурах изображений св. Ионы, Богоматери и растительного орнамента — темно-коричневый шёлк. На кайме из малинового атласа серебром шит тропарь. Внизу, на кайме надпись – «сия пелена строение Григория Дмитриевича Строганова». Края каймы, средника, прямоугольника с изображением Богоматери, строка о создании пелены — обведены полосой золотного шитья. Подкладка из тёмно-малиновой тафты.
Покровец с шитьём
Средник сплошь зашит пряденым золотом и серебром. В центре, в круге шитое изображение «Распятия» с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей. На кайме, сплошь зашитой золотом и серебром с цветным прикрепом, вышиты восемь киотообразных клейм, с поколенными изображениями святителей (Василия, Григория, Иоанна, Николая, Петра, Алексея, Ионы, Филиппа), а в углах четыре херувима. Лики, руки, тело Христа шиты светлыми шелками и детализированы чёрным и коричневым шёлком; все остальное — золотом и серебром в прикреп цветными шелками, создающими различные геометрические орнаменты. Традиционные надписи в круге шиты красным шёлком; соответствующие надписи у изображений святителей — пряденой серебряной нитью. Контуры обшиты пряденым серебром по шнурку. Подкладка из светло-синего шёлка с ромбовидным узором.
Хоругвь
Хоругвь тёмно-красного атласа с шитым изображением архангела Михаила в рост, с мечом в правой руке. Лицо и руки шиты светлым шёлком; детали и волосы — коричневым шёлком. Нимб, одежды, позём — шиты пряденым золотом в прикреп цветными шелками. Обувь шита пряденым золотом. Крылья выполнены крупным, рельефным прикрепом. По сторонам изображения — соответствующая надпись «архангел Михаил», выполненная пряденым золотом. По кайме пряденым золотом шиты слова молитвы. Подкладка нового холста.
Покров нагробный «Митрополит Алексий»
На среднике вышито прямоличное, в рост, изображение митрополита Алексия в крестчатом саккосе, омофоре и клобуке. Левой рукой он держит закрытое Евангелие с Распятием на окладе, правая — перед грудью, в молении. Над митрополитом в сегменте — Святая Троица. Лично́е шито тонким кручёным шёлком песочного цвета «в раскол», с небольшими оттенениями шёлком того же тона. Тонкие черты лика отмечены коричневым шёлком, таким же шёлком прошиты пряди в седых (серых) усах и длинной клиновидной бороде. Одежды и нимбы митрополита и ангелов, а также Евангелие шиты прядеными золотными и серебряными нитями с малиновой, голубой, зелёной и жёлтой шёлковыми прикрепами разнообразными швами («ягодка», «ягодка двойная», «черенок», «денежка в четыре клетки», «рядки», «клетчатый городок»). Облака в сегменте неба вышиты белым и голубым шёлком. Контуры фигур митрополита и ангелов, складки одежд святого, круги и кресты на его саккосе, полосы и кресты на омофоре, узор из S-образных завитков на нимбе, зарукавьях и подоле саккоса, Евангелие и другие детали низаны средним и мелким жемчугом (в кругах и крестах — в три пряди). На нимбе святого — два крупных камня в золотых с эмалью оправах и три золотые с эмалью запоны с одним крупным и восемью мелкими камнями в каждом. Фон средника сплошь зашит «под аксамит» прядеными золотными нитями с серебряным узором извивающихся веток с плодами граната, листьями и цветами гвоздик.