ВИТРИНА 17. ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ШИТЬЁ XVII ВЕКА
CloseОрнаментальное шитьё издревле бытовало в жизни русского народа, оно связано с народными традициями, творческой фантазией, фольклором. Прихотливым, разнообразным орнаментом украшали полотенца, платки, детали крестьянской одежды из льна и шерсти. Со временем декоративное шитьё развивалось и трансформировалось.
Орнаментальные, декоративные элементы шитья XVII века являются результатом индивидуального творчества мастериц, их характеризует огромный запас различных композиций и мотивов, основанный на обширном и многовековом опыте. Источниками творческой фантазии служили народные вышивки, привозные ткани, произведения ювелиров, резчиков по дереву. Часто встречаются геометрические композиции, состоящие из сочетания ромбов, кругов с вписанными звездообразными орнаментами. Это славянские символы солнца, восходящие в своих истоках к глубокой древности, а в XVII веке перешедшие в чисто орнаментальные.
Для орнаментального шитья XVII века характерно обилие золотых нитей и жемчуга, которому в истории русского вышивального искусства принадлежит видное место. Жемчужные промыслы были распространены на реках северной части России, а крупный жемчуг ввозился из Кафы, с Персидского залива («кафимский» и «гурмыжский»). В сочетании с драгоценными камнями-самоцветами и золотом он был доступен не многим и использовался в княжеско-боярском быту. Жемчуг играл в орнаментальном шитье важную роль, выступая как самостоятельное средство художественной выразительности. Техника шитья жемчугом была разнообразной и виртуозной. Это направление декорирования было выделено в особую специальность — «сажей», мастериц, которые сажали и низали жемчуг. Речной мелкий жемчуг широко использовался в обиходе простого народа, украшал женские головные уборы, праздничные наряды.
В целом же орнаментальное, как и лицевое шитьё, развивалось в общем русле художественной культуры России XVII века. Представленные в витрине экспонаты наглядно свидетельствуют о широком использовании орнаментального шитья — став для ножей, детали священнического облачения, обувь, полотенца, и платок-ширинка украшены такой вышивкой.
ЭКСПОНАТЫ ВИТРИНЫ
Став ножевой
Став ножевой со съёмной крышкой, обтянут красным бархатом, расшит золотым трунцалом и мелким жемчугом. Корпус в форме усечённого конуса суженного к низу, укреплен на широком круглом основании и покрыт красным бархатом. Верхняя часть его, прикрываемая крышкой, с 12-ю гнёздами для ножей, обтянута жёлтым шёлком. Корпус и основание узкими полосками золчёной тиснёной бумаги разделены на четыре части, украшенные рельефным шитьём, выполненным золотным трунцалом различного вида. В узоре — стилизованные растительные композиции из завитков, листьев, плодов гранта. Контуры из узкого золотного шнура. По фону нашиты отдельные мелкие зёрна жемчуга. В месте соединения корпуса и основания — поясок из золочёной тиснёной бумажной ленты. Верх корпуса и низ крышки обведены узкой золотной тесьмой. Крышка цилиндрической формы имеет более широкий верх. Она также обтянута красным бархатом и украшена аналогичным шитьём с жемчугом. По верху крышки в один ряд, а по сторонам в четыре ряда проложена золотная тесьма. Подложена жёлтым шёлком. На прокладке чернилами написано «5417».
Поручи
Поручи из тёмно-синего бархата, шитые мелким жемчугом, блёстками и жгутом из пряденого золота. В центре поручей жемчугом вышит четырёхконечный крест. Между концами креста четыре крупных жемчужины, обрамлённых трунцалом. Крест помещён в фигурное жемчужное клеймо, окружённое стилизованными растительным узором из жемчуга. Промежутки между шитьём заполнены золотыми блёстками, прикрепленными мелкими жемчужинами. Весь узор обведён с двух сторон жгутом из прядёного золота. Края поручей обшиты двумя жемчужными нитями между которыми расположен жемчужный орнамент в виде вьющегося стебля. К боковым краям поручей пришито по девять серебряных колец, соединяющихся жёлтым шнурком. Подкладка поручей из жёлтого атласа.
Набедренник
Набедренник из струйчатой золотной светло-коричневой объяри, шитый внизу по тёмно-малиновому и лиловому атласу жемчугом, золочёными дробницами, блёстками, с серебряной бахромой. Светло-коричневый шёлковый фон объяри заткан золотной битью. Внизу набедренник надставлен украшенными шитьём темно-малиновым (червчатым) треугольным куском атласа и полосой лилового атласа. На темно-малиновом атласе исполнен узор в виде двух побегов с ответвлениями, листьями и бутонами, поднимающихся из углов к вершине треугольника и завершающихся крупным стилизованным цветком граната. Внизу — подобный же цветок. Побеги и ответвления шиты средним жемчугом, цветы и бутоны — очень мелким жемчугом и золотной канителью. Фон украшен блёстками. На лиловом атласе средним жемчугом исполнен узор в виде вьющегося побега с тремя крупными тюльпанами, один из которых изображен опущенным вниз. В середине тюльпанов — розетка с отходящими от нее короткими ответвлениями. В узор включены золочёные гравированные дробницы: в виде шестилепесткового цветка и листовидные. Фон зашит блёстками. По краю полоса лилового атласа обведена одним рядом жемчуга. Жемчужное шитьё обрамлено золотным шнурком. Подкладка из зелёной (флорентийской) камки с орнаментом из крупных многолепестковых цветов, мелких лилий и тюльпанов. Вверху пришита тесьма. Внизу — бахрома из нитей.
Ширинка
Ширинка из белой тафты, по краю которой прядёным золотом, серебром и цветным шёлком вышита кайма с изображением трав, двуглавых орлов и оленей. Шов двусторонний. Вышитая кайма перенесена на тафту, очевидно, с другой ширинки. По краю ширинка обшита бахромой из нитей прядёного золота. С изнанки по кайме в одном месте нашит кусок тафты.
Оплечье стихаря
Оплечье стихаря прямоугольное из красного бархата с шитьём камнями, жемчугом. На задней стороне оплечья, в середине, золотными нитями и мелким жемчугом шит крупный многолепестковый стилизованный цветок, сердцевиной которого служит маленькая золотая запона с четырьмя камнями. От цветка, вправо и влево, расходятся два небольших стебля, завершающиеся стилизованными цветами. Слева и справа от центральной композиции — вьющийся стебель с цветами и бутонами. Сердцевинами всех цветов и бутонов служат камни и стёкла в кастах. На передней стороне оплечья — два расходящихся в разные стороны стебля с цветами и бутонами. Шитьё выполнено жемчугом. По краю оплечья — рамка, заполненная стилизованными цветами, шитыми золотными нитями. Фон зашит мелкими блёстками, прикреплёнными трунцалом. Подкладка из нового холста.
Туфли (башмаки) женские, пара
Туфли женские (пара) из выцветшего алого (теперь светло-коричневого) бархата, шитые белым шёлковым и золотным шнуром, серебряными золочёными блёстками на высоком каблуке на кожаной подмётке. На бархатном верхе туфель, украшенном блёстками, двойным рядом белого шнура, ранее являвшегося настилом для жемчуга, выполнен узор в виде вьющихся побегов с завитками, расходящихся от центрального цветочного мотива, расположенного спереди. В контурах узора — тонкий золотный шнур. Каблук высокий, прямой, набран из пластинок коричневой кожи, подбит подковой из белого металла, с внешней стороны прошит двумя рядами мелких железных гвоздей, с внутренней — двумя рядами крупных гвоздей. Задник, также прошитый мелкими гвоздями, украшен тонким шнуром из золотной и шелковой красной нити. На подмётке из коричневой кожи тиснён линейный орнамент. Внутри туфли обтянуты жёлтой крупноузорной камкой, а на заднике — бархатом.