ВИТРИНЫ 14 И 15. ШИТЬЁ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
CloseВ первой половине XVII столетия искусство лицевого шитья переживает несколько периодов развития. В начале века, периоде «лихолетия», — как русские люди называли время польско-литовской интервенции — все кремлёвские мастерские прекратили работу и были разорены, как и царская казна и церковные ризницы.
После воцарения в 1613 году новой династии Романовых, центр «светличных» работ на какое-то время переместился из дворца в кремлёвский Вознесенский монастырь, где стала жить мать царя Михаила Федоровича — «великая старица» Марфа. Здесь чинили обветшавшие вещи, заканчивали недошитые, и только к 20-м годам XVII столетия царицыны светлицы начали возрождаться. Они вошли в ведение Царицыной мастерской палаты, которая с 1626 года упоминается как отдельное дворцовое учреждение. Постепенно восстанавливается штат мастериц. В это время здесь насчитывается пятнадцать золотошвей. В подготовке мастериц и создании художественного стиля светлиц этого времени, по-видимому, большую роль сыграла старица Марфа, которая до самой своей смерти в 1631 году имела большое влияние при царском дворе и фактически управляла царицыным хозяйством.
В царицыной светлице во второй четверти XVII века работало более сорока мастериц, а к середине века не менее пятидесяти золотошвей. В 1620–1630-х годах для работы в царицыных светлицах привлекали иконописцев Ивана Пасеина и Марка Матвеева, а также словописца Ивана Гомулина; в конце 1640– 1650-х — Симона Ушакова и словописца Андрея Гомулина.
В витрине 14 представлена плащаница «Положение во гроб», изготовленная для вклада в кремлёвский Вознесенский собор Вознесенского монастыря по заказу царя Михаила Романова и Патриарха Филарета в 1627 году. Иконография плащаницы близко повторяет распространенную в конце XVI–XVII веков композицию плащаницы из Успенского собора Кремля, мастерской Евфросинии Старицкой, кроме кайм, где изображения святых заменены литургической надписью. Однако следует отметить, что здесь менее изящные пропорции фигур и не соответствующие образцу узоры одежд и некоторые другие детали.
Также в витрине экспонируются опахала-рипиды, вложенные Саввинским архимандритом Никанором в Соловецкий монастырь.
Появление новых черт в произведениях царицыной мастерской хорошо видно на пелене с изображением Богоматери Владимирской из Успенского собора Московского Кремля (справа в витрине 15), создание которой относится к 40-м годам XVII века. Знаменщик постарался воспроизвести древний оригинал, но образ Богоматери отличает определенная сухость прежде всего из-за усиленного оттенения в лично́м. Тени положены вокруг глаз, носа, по абрису ликов, по суставам пальцев. В одеждах исчезла легкость складок. От обилия золотных нитей, жемчуга и камней образ представляется заключённым в оклад, что подчёркивают и вышитые на каймах праздники, как это было на сканом окладе древней иконы, выполненном в начале XV века в мастерской митрополита Фотия. В «Светличных делах» шитая «Богоматерь Владимирская с праздниками» названа «образом», что изначально предполагало использование её как самостоятельной иконы или «выносной» пелены. Знаменовали её, как записано 26 июля 1639 года, в течение четырнадцати дней — иконники Марк Матвеев и Третьяк Гаврилов по бумаге и по тафте. Тот же иконник, Марк Матвеев, вместе с другим мастером, Сидоркой Осиповым, упоминается под 1640 годом как знаменщики пелены к образу «Успение Богоматери» в «Большой» (Успенский) собор. Причём образцом, как указано в том же документе, служила сама икона.
Представленная рядом (слева) пелена Богоматерь Одигитрия (Смоленская) исполнена предположительно в Москве в конце XVI столетия и представляет собой более раннюю манеру шитья. Лично́е тонкого рисунка проработано тщательно, почти без оттенений, а образ выглядит особенно празднично на фоне из малинового атласа. Для пелены характерно обилие золотного шитья на одеждах, отличавшего московские произведения этого периода.
ЭКСПОНАТЫ ВИТРИН
Плащаница
Плащаница вложена царём Михаилом Романовым и Патриархом Филаретом в Вознесенской собор Московского Кремля в 1627 году. Она исполнена в Царицыных мастерских. На плащанице вышита сцена «Положение во гроб» с предстоящими двумя ангелами с рипидами. Вверху в сегменте на фоне стилизованных облаков — изображение Святого Духа в виде голубя и символические изображения Луны и Солнца в виде человеческих голов в коронах. Внизу у гроба — два ангела, по углам — символы евангелистов. В шитье плащаницы использовано много золотных и серебряных нитей. Золотными нитями, скрученными с коричневым шёлком, вышиты волосы Христа; а одеяния, нимбы и крылья ангелов, символы евангелистов шиты прядеными золотными нитями в прикреп. Обилие золота и серебра характерно для памятников шитья XVII века. Часто употребляются в цвет золота и серебра незаметные прикрепы, отчего изображения кажутся одетыми в золотые оклады. При шитье в прикреп серебряные и золотные нити накладывали сверху на ткань параллельными рядами и прикрепляли к ней стежками шёлка, создававшими разнообразные узоры. Нимбы и детали одежд расшивались рельефным орнаментом «на чеканное дело».
Рипида
Рипида серебряная, золочёная, круглая, ажурная, с чеканными херувимами в круге, с тремя «яблоками» на рукояти. В центре круга — накладное чеканное двухстороннее изображение Херувима, окружённого прорезным орнаментом из вьющегося стебля с листьями. Над херувимом в фигурном клейме, на штрихованном поле — резная надпись «херувим». По краю круга проходит резная литургическая надпись. Край профилирован боровками. Круг закреплен в гладкой обойме. Обойма переходит в рукоять, состоящую из двух цилиндрических трубок, между которыми три «яблока», одно из которых гладкое. «Яблоки», разделенные посредине выступающим пояском, украшены резным орнаментом. На трубках резной, чешуйчатый, геометрический и растительный узоры. На рукояти надпись о вкладе: "Вклад Саввинского архимандрита Никанора в Соловецкий монастырь".
Ложка (лжица)
Ложка серебряная, золочёная, литая, с фигурной ручкой. Чаша овальной формы, у ручки, внутри чаши, в фигурном клейме на фоне черневого орнамента — голгофский крест и буквы ИС ХС. С внешней стороны чаша разделена узкими боровками на девять полос, заполненных черневым штрихованным узором. У ручки накладной трилистник, украшенный мелким черневым орнаментом. Ручка витая, по виткам — мелкий черневой орнамент. Середина ручки — восьмигранная, украшенная черневыми чешуйками. Конец ручки в виде балясинки.
Потир
Потир серебряный, золочёный, с гладкой полусферической формы чашей на гладком стояне и круглом поддоне. По венцу чаши на резном фоне расположена литургическая надпись вязью: «пийте от нея вси…». Надпись в двух местах перебивается изображениями трёх поясных фигур Деисусного чина и Голгофского креста на фоне городской стены, помещёнными в двойных линейных кругах. Между кругами, вверху, на чаше — резной травный орнамент по резному фону. Стоян невысокий, гладкий, большая часть его охвачена яблоком, расчеканенным изогнутыми ложками, через одну гладкими и чеканенными травами по канфаренному фону. Яблоко по середине разделено пояском на две части; сверху и снизу яблоко обрамлено прочеканенным, со сквозным резным орнаментом, зубчатым подзором. Стоян плавно переходит в высокий граненый поддон. В нижней, более широкой части плоских, слегка вогнутых граней, чеканены круглые, имеющие вид цветка (граната) ложки, на которых резан травный орнамент: на одних травы на резном фоне, на других — на гладком. По срезу поддона, в более узкой, чем по венцу, полосе помещена по заштрихованному фону резная надпись вязью: «лета ЗРМА июля въ (15) де зделан сии стыи потир на Коломну в соборною црков прчстые бдцы что на сенях честнаго ея успения при гдре цре и великом кнзе Михаиле Фёдоровиче всея Руси повелением сщенно епка Рофаила Коломенскаго и Коширскаго в АЕ (15) лето епкпства его». Снизу поддона резная надпись с обозначением веса потира: «вес потира фунта ЛД (34) золотника» и «делал сий стый потир введенский диакон Диомид что на Сретенской». Чаша внутри гладкая, незолочёная.
Крест напрестольный
Крест напрестольный, серебряный, сплошь золочёный, восьмиконечный. С лицевой стороны на канфаренном травами фоне — чеканное изображение «Распятия» с черепом Адама в подножии, четырьмя поясными изображениями предстоящих по сторонам креста, шестикрылого херувима и двух летящих ангелов — в оглавии. На нижнем перекрестии — чеканное изображение святого Николая в рост и стилизованных цветов и трав на канфаренном фоне. На гладких золоченых клеймах — резные надписи с именами святых. Рукоять и обратная сторона украшены чеканным стилизованным растительным узором из цветов и трав на канфаренном фоне. В средокрестии обратной стороны — гладкое фигурное клеймо; на рукояти в гладком прямоугольном клейме с килевидным завершением — вкладная надпись: «В лета ЗРОД году мца сентября, в А дн вделанъ сий кртъ в домъ великаго чудотворца Николы в Угрешской мнтрь при игумене Викентие З братиею из црковные прикладные казны а делалъ сии кртъ золотого дела мастеръ Василё Карповъ сынъ». На боковых сторонах — резной геометрический орнамент — «плетенка».
Пелена «Богоматерь Владимирская с праздниками»
Пелена с изображением «Богоматери Владимирской» сплошь зашита пряденым золотом, украшена жемчугом, золочёными дробницами и драгоценными камнями. В центре пелены шито изображение Владимирской Богоматери с младенцем Христом. Лики и руки Богоматери и Христа шиты кручёными шёлковыми нитями бежевого и коричневого тона атласным швом, одежды зашиты пряденым золотом и серебром в прикреп коричневым и синим шёлком. Контуры изображений обнизаны средним жемчугом. В нимбе Богоматери три изумруда в золотых гнёздах. Над изображением нашиты три серебряных золоченых дробницы в форме четырехконечного креста с черневым растительным орнаментом и буквами. Выполнена пелена в Царицыных мастерских, происходит из Патриаршей ризницы и связана с Успенским собором. В «делах» царицыных светлиц сохранилась замечательная запись: «Иконник Марк Матвеев да Третьяк Гаврилов знаменили (14 дней) образ Богородицы Владимирские, а около образа Двунадесятых праздники, по бумаге знаменовали и красками цветными и по тафте знаменовали». Одной из особенностей лицевого шитья является его коллективный характер. В создании вещей участвовали мастера разных специальностей: художник-знаменщик, словописец, травщик, вышивальщица. Роль художника была значительна — он создавал композицию, ему принадлежал рисунок произведения и часто, по-видимому, проект колорита. Через художника-знаменщика осуществлялась, таким образом, связь лицевого шитья и с живописью, а своеобразие технических и художественных средств в значительной степени зависело от вышивальщицы. Умение с таким большим вкусом, глубоким артистизмом воплотить нитями шёлка, золота и серебра замысел иконописца присуще только настоящему художнику, равному по своей художественной культуре автору композиции. Пелена «Богоматерь Владимирская» с 1701 года значится в описях Успенского собора как «шитый образ» от древней почитаемой иконы «Богоматери Владимирской». Одежды и фон шиты пряденым золотом и серебряным и сканным золотом в прикреп синим и коричневым шелком, лично́е шито плотными стежками серым кручёным шёлком с оттенениями более тёмным цветом. Для передачи объема лика использовано два приёма (их начали применять со второй половины XVI века): при помощи шелков разных оттенков и путём шитья с положением стежков по направлению мускулов. Лично́е исполнялось обычно, в данном случае тоже, «атласным» швом, при котором стежки плотно примыкали друг к другу или швом «в раскол», когда игла протыкалась в середину предыдущих стежков, как бы их расщепляя. Изображение Марии с младенцем помещено в широкую раму, которая заполнена изображениями праздников (двунадесятых). Праздники заключены в килевидные клеима, по контуру низаны жемчугом. Жемчугом низаны и контуры фигур, жемчугом выполнены соответствующие надписи в клеймах. Композиция пелены, состав праздников, «киотчатые» клейма, сплошное золотное шитьё на одеждах и по фону — все имитирует известный фотиевский оклад на икону. И сама пелена похожа на икону в окладе за счёт обилия золота, жемчуга, драгоценных камней и серебряных с чернью дробниц.
Дискос
Дискос серебряный, частично золочёный, украшен резьбой и чернью. Тарель дискоса большая, круглая, мелкая. Борт слегка приподнят; край борта вызолочен, профилирован боровками и украшен зигзагообразной резной полоской. На борту 3-х резных золочёных фигурных клейма с литургической надписью древнерусским шрифтом на штрихованном поле. Между клеймами с надписью расположены по три резных золочёных круга с поясными изображениями святых со свитками в руках. Эти изображения соединены между собой изогнутым резным золочёным стеблем с тюльпанами и листьями. Вся поверхность борта покрыта ковровым черневым орнаментом. Спуск гладкий золочёный. В центре дна резное золочёное изображение «агнец на дискосе». Сверху и снизу купели по два херувима; по сторонам в 4-х треугольниках золочёные резные символы евангелистов. Над изображением — в резной золоченой сфере — голубь с нимбом. По краю дна дискоса проходит резной золочёный поясок из чешуек, по внутренней его стороне резные золочёные облака. Фон на дне украшен ковровым черневым орнаментом. Поддон невысокий, разделен на 6 лопастей, закруглённых внизу и окаймлённых золочёной полосой и зигзагообразной штриховкой. На каждой лопасти резной золочёный херувим. Основание широкое, круглое, профилировано уступами с выступающим золочёным краем, на спуске украшено резным золоченым изображением 4-х тюльпанов на изогнутых стеблях с листьями. Фон на поддоне аналогичен фону тарели.
Пелена
Пелена подвесная из малинового атласа и коричневой камки с шитьём. На среднике малинового атласа шито изображение «Богоматери Одигитрии». Лики, руки и волосы Христа шиты шелками. Рукава хитона Богоматери, подкладка мафория, хитон Христа шиты золотными сканными нитями с голубым шёлком. Остальное шитьё выполнено пряденым золотом, а в контурах — черным шёлком. Соответствующие надписи шиты пряденым серебром. На кайме коричневой камки пряденым серебром шит текст молитвы. Подкладка из голубой тафты.